Фото официального сайта ЦИК РФ / www.cikrf.ru
В завершение минувшей недели ЦИК России утвердил макет избирательного бюллетеня, который будет предложен гражданам для голосования 15–17 марта. В нем, как заранее и предполагала «НГ», нашлось место только четверым кандидатам. Они расположены в алфавитном порядке, но совершенно случайно сверстаны таким образом, что основной кандидат – действующий президент Владимир Путин оказывается ровно в центре, при этом вокруг него пустое пространство.
Остальные участники – это вице-спикер Госдумы Владислав Даванков («Новые люди»), идущий на первой позиции. Далее – это лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, расположившийся вслед за Путиным. Завершает подборку депутат Госдумы от КПРФ Николай Харитонов. Тройка кандидатов от Госдумы на прошедшей неделе опять передвигалась по стране, чемпион здесь по-прежнему Даванков. Куда бы он ни приезжал, везде прицел идет на молодежную аудиторию и предпринимательское сообщество.
Выбор регионов для поездок Слуцкого и Харитонова также не случаен. Слуцкий, видимо, пытается восстановить реноме партии в восточной части страны. Феномен тамошней любви к ЛДПР имеет не столько прямое электоральное значение – избирателей там относительно немного, сколько агитационно-пропагандистское. Когда в начале подсчета голосов партия и ее кандидаты лидируют на экранах в Центризбиркоме – это хотя бы какая-то выгода от избирательной кампании.
График региональных поездок Харитонова выглядит каким-то спонтанным, похоже, он выбирается туда, куда его зовут местные коммунисты. Хотя лидер КПРФ Геннадий Зюганов ранее и объявлял, что левый кандидат по ходу кампании скрепит красный пояс от Дальнего Востока до Калининграда, сплошной линии пока не видно. При этом, в отличие от того же Слуцкого, Харитонов то ли сам демонстративно не ищет встреч с главами субъектов РФ, то ли его статус все-таки показательно подвергается игнорированию с их стороны.
А главному кандидату в президенты, который, как известно, ведет «фоновую» кампанию, то есть занимается исключительно своими должностными обязанностями, на прошлой неделе стали подбирать успешные кейсы, которые через ТВ презентуются и избирателям. Скажем, на встрече с главой «Интер РАО» Борисом Ковальчуком Путин переспросил его по тезису доклада о ситуации в европейской энергетике: «Вы сейчас сказали, что все знают, что происходило у наших западных партнеров. Что же там происходило? Повторите еще раз». И Ковальчук объяснил: угольной генерации там стало больше, несмотря на зеленую политику, а цены скачут сильно из-за дефицита, вызванного как раз ставкой на возобновляемые источники.
К 300-летию РАН президент объявил о наградах не только академикам, но и представителям молодого поколения науки. Трое, как на подбор, оказались 1987 года рождения, но прославились они по-разному: борьбой с непарным шелкопрядом, моделированием мозгоподобных нейросетей и использованием гелия для поисков золота и платины. Об их успехах можно прочитать в официальных пресс-релизах, тогда как четвертый лауреат – это, судя по всему, секретный физик. А еще, пока в минувшую неделю российская и международная общественность ожидали публикации интервью президента РФ американскому журналисту Такеру Карлсону, сам Путин провел много других встреч и телефонных бесед. Иными словами, складывается картинка поистине непрерывной деятельности российского лидера в интересах народа и государства.
Между тем на прошедшей неделе, похоже, завершилась история с выдвижением в президенты Бориса Надеждина. ЦИК подтвердил, что более 95 тыс. подписей, собранных за него, достоверны, но для регистрации их не хватает. Претендент, который сдал подписные листы 31 января, просил потратить на его дело все возможные для Центризбиркома 10 дней, тем более что утром 8-го числа им были представлены письменные возражения на претензии к подписям. То есть предлагал провести заседание 10 февраля. Глава ЦИК Элла Памфилова решила разъяснить Надеждину нормы закона о выборах президента – и сама в них немного запуталась. Например, она заявила, что отсчет в 10 дней, то есть до того самого крайнего 10 февраля, относится не персонально к Надеждину, а вообще ко всем кандидатам, причем якобы вне зависимости от того, когда они принесли подписи.
И получилось, что Памфилова высказала довод именно против отказа ЦИК давать поблажку Надеждину. Впрочем, ст. 39 Закона о выборах президента гласит: «ЦИК РФ не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации». Так что срок все-таки привязан к каждому кандидату, но значит, это опять же было очко в пользу Надеждина. То есть, конечно, ЦИК может и не тянуть все 10 дней, но может и пойти навстречу. Того, по какой причине этого не произошло, в Центризбиркоме, ссылаясь на пункты закона, так и не разъяснили.