Фото Сергея Ведяшкина / Агентство «Москва»
Минувшая неделя неожиданно подкинула темы для активного общественного обсуждения. Обе связаны с воспитанием подрастающего поколения, борьбу за нравственность и патриотические ценности.
Для начала Министерство культуры откликнулось на запрос депутата Ирины Филатовой по части внешнего вида артистов. Напомним, в июне разгорелся скандал, после того как в Уфе 1 июня, в День защиты детей, состоялся VK Fest. В концерте участвовала Ольга Бузова, вышедшая на сцену в эпатажном наряде. Один из местных депутатов возмутился: «Здесь же дети!» Сюжет подхватили в Госдуме, потом он пошел по маршруту Минкультуры – региональные власти, которым рекомендовано обращать внимание на внешний вид артистов на массовых мероприятиях, в особенности если они проводятся на госплощадках для зрителей любого возраста. Возможно, в недалеком будущем критерии для сценической одежды закрепят законодательно. В связи с этим возникают два вопроса. Во-первых, что на выступлении Ольги Бузовой, имидж которой известен зрителям, делали дети? В России уже существуют обязательные возрастные ограничения для посетителей концертов. На сайте фестиваля они четко прописаны: дети до 12 лет допускаются только в сопровождении родителей, дети после 12 – только с паспортом. Возможно, и 12-летним не пристало видеть женщину в боди и высоких сапогах, но это часть сегодняшней поп-культуры, искоренить ее и вернуться к временам, когда артисты должны были в костюмах и галстуках стоять у микрофона, невозможно, как бы возвращения к советской системе ценностей ни хотелось чиновникам. Это элементарно разрушит индустрию, а поп-культура – это в первую очередь мощный бизнес. Нельзя не согласиться, что дресс-код для публичных выступлений необходим – по части, например, обнаженных частей тела. Но как закрепить допустимые нормы костюма? Глубина выреза, длина платья, запрет на перья, люрекс и помаду для мужского макияжа? Времена двоек и троек – хочется верить, безвозвратно – ушли. Даже на академической сцене есть прецеденты: одна очень талантливая азиатская пианистка играет в платьях, еле прикрывающих тело. Возможно, кто-то ходит на ее концерты не слушать, а смотреть, и это часть имиджа и маркетинговой стратегии. Благо российские пианистки, скрипачки и даже певицы пока отдают предпочтение вечерним платьям.
Другая тема, кстати говоря, тоже корреспондирует с советским наследием. Минпросвещения составило список фильмов, рекомендованных для создания ремейков, и список произведений советских писателей, рекомендованных для экранизации. Инициатива направлена, разумеется, на дело благое – воспитание патриотов. Общественность ознакомилась со списком, когда тот по официальным каналам (через Министерство культуры) попал в Союз кинематографистов России. Возмутились многие, включая самых активных защитников традиционных ценностей. Доколе будем ехать на советской классике? Сиквел «Иронии судьбы», раскраски черно-белых кинолент, «Бременские музыканты» и похожие сюжеты на новый лад – но все же не «Летят журавли» Михаила Калатозова или «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Впрочем, ведомство Сергея Кравцова довольно быстро отреагировало на негативную реакцию и отметило, что список носит рекомендательный характер.