Фото Сергея Ильнитского / Pool via REUTERS
Минувшая неделя была богатой на события в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). В Москве 7–8 октября в Большом Кремлевском дворце прошло очередное заседание глав государств СНГ, в ходе которого президенты высказали свои соображения о будущем стран Содружества. Так, например, президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил подумать, как более эффективно использовать потенциал региональной интеграции. По его словам, «нужен крепкий союз сильных, экономически самодостаточных суверенных государств». Лидер Узбекистана Шавкат Мирзиёев обратил внимание, что товарооборот Узбекистана со странами СНГ с начала года вырос на 16% и «имеется множество примеров успешной промышленной кооперации». По мнению казахстанского главы Касым-Жомарта Токаева, для расширения региональных связей необходимо учредить формат «СНГ плюс». Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов выступил за расширение объемов и географии поставок энергоносителей по территории СНГ и за его пределы.
Выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева было сфокусировано на необходимости сохранения общего исторического наследия, особенно того, что касается вклада народов бывшего Советского Союза в Победу в Великой Отечественной войне. Алиев также поблагодарил коллег за объявление города Лачин, в 2022 году перешедшего под контроль Азербайджана, культурной столицей СНГ в 2025 году. Армянский город Мегри этот статус получит в 2026 году. А премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил, что Армения готова подписать мирное соглашение с Азербайджаном уже в этом месяце, и это, по его словам, официальная позиция Еревана.
Еще раз главы ряда государств СНГ, в том числе России и Армении, а также Ирана и Монголии встретились в Ашхабаде на форуме, посвященном 300-летию туркменского поэта Махтумкули Фраги. Не приехали на мероприятие президенты Турции и Азербайджана. Эксперты объясняют это противоречиями между Туркменистаном и Турцией по вопросу исторического ядра и современного лидерства тюркоязычных народов. Туркменистан, кстати, не спешит становиться и полноправным участником Организации тюркских государств (ОТГ). При этом главным итогом конференции можно считать то, что роль Ашхабада в тюркском мире усиливается и он пытается создать альтернативу предлагаемой Турцией перспективе войти в орбиту «Великого Турана».
Чтобы сохранять свое влияние, Турция приняла решение переименовать «Центральную Азию» в «Туркестан». Подобные изменения в школьную программу внесло турецкое Министерство национального образования. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган подчеркнул важность инициативы, заявив, что Турция и тюркские страны будут работать вместе для достижения общего будущего. «Мы будем плечом к плечу делать следующий период эпохой тюрков, распространяя наше видение «Века Турции» на всю ОТГ», – отметил Эрдоган. По словам турецких экспертов, такие изменения являются частью «более широкой стратегии по укреплению связей в тюркском мире, включая создание общей истории, литературы, карт и алфавита».
Интересными были и двусторонние встречи, прошедшие на полях форума. Например, Иран и Россия договорились ускорить реализацию проектов в нефтегазовой сфере, сообщил президент Ирана Максуд Пезешкиан после переговоров с главой РФ Владимиром Путиным. Иранский президент принял приглашение российского коллеги принять участие в саммите БРИКС в Казани.
Касым-Жомарт Токаев совместил участие в форуме с официальным визитом в Туркменистан. По итогам переговоров на высшем уровне был подписан ряд соглашений. В частности, Казахстан готов расширить экспорт в Туркменистан на сумму около 120 млн долл. по 80 товарным позициям. Страны намерены сотрудничать в сфере энергетики и транспорта. Например, Казахстан примет участие в проектах по разработке туркменских газоконденсатных месторождений и расширении трубопроводной инфраструктуры. Нефтегазовые компании Казахстана будут сотрудничать с туркменскими коллегами в сфере нефтесервисных услуг на Каспии. Обсуждалась также стыковка дорожной инфраструктуры на границе двух государств по направлению Туркменбаши – Гарабогаз – граница Казахстана, а также строительство железнодорожного маршрута Казахстан–Туркменистан–Афганистан.