Фото сайта president.az
По итогам саммита Совета глав государств Организации тюркских государств (ОТГ), состоявшегося 7 октября, была подписана «Габалинская декларация». Этот документ подтвердил стремление объединения к развитию экономики и культуры, но обсуждение предложений лидеров стран в ходе их встречи выявило существенные разногласия. Президент Азербайджана Ильхам Алиев выдвинул инициативу провести в 2026 году совместные военные учения стран ОТГ на территории Азербайджана. Однако это предложение не встретило публичного отклика со стороны коллег по объединению.
У каждого из прибывших на саммит была своя повестка. Например, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил создать Совет по кибербезопасности и Центр цифровых инноваций. Астана не выразила особого интереса к военно-политическим «перспективам» ОТГ или идее внедрения общего для всех тюркских народов алфавита, о котором в очередной раз напомнил президент Эрдоган. Не меньшие разногласия внутри ОТГ вызывает вопрос признания Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК), которую под беспрецедентным нажимом и несмотря на протесты дипломатии Казахстана и Узбекистана все же приняли в состав ОТГ в статусе наблюдателя на саммите 2023 года, проходившем в Самарканде. Не меньше вопросов вызывают намерения членов ОТГ провести унификацию тарифной политики в рамках объединения. Выработка единого курса в рамках ОТГ, по мнению экспертов, задача крайне непростая, поскольку, например, для Казахстана и Узбекистана многовекторная внешняя политика остается приоритетом, и лидеры этих стран вряд ли захотят ею поступиться. Тем не менее аналитики не исключают, что в зависимости от развития международной обстановки объединение будет постепенно превращаться в военный блок.
Если в Азербайджане, где проходил саммит, все спокойно, то Грузия к стабильности только движется. В целях ее обеспечения на минувшей неделе в Тбилиси суд арестовал организаторов акций протеста, состоявшихся по итогам муниципальных выборов 4 октября, – Паату Бурчуладзе, Муртаза Зоделаве, Ираклия Надирадзе, Паату Манджгаладзе и Лашу Беридзе. Прокуратура обвиняет их в организации попытки госпереворота. В частности, по версии следствия, оппозиционеры, связанные с «Единым национальным движением» и «Стратегией Агмашенебели», повели людей на штурм президентской резиденции. Теперь им грозит до 9 лет лишения свободы. «После того как организаторы преступных действий и участники насильственной группы пришли к президентской резиденции, которая относится к стратегическим объектам, они повредили ограду резиденции, после чего ворвались во двор здания, в результате чего нанесли сотрудникам правоохранительных органов словесные оскорбления и физические повреждения. С целью восстановления общественного порядка представители властей предприняли действия, в результате которых план захвата здания осуществлен не был, а организаторы были вскоре задержаны», – говорится в заявлении прокуратуры.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко решил вопрос с протестами еще пять лет назад, и теперь его заботят исключительно народно-хозяйственные проблемы. Одна из наиболее, на его взгляд, актуальных – это нарастание внешнеторгового дефицита. Белорусские товары известны еще далеко не во всех странах мира. А оттого и спрос на них пока не так велик, как они того заслуживают. На минувшей неделе Лукашенко принимал в Минске султана Омана Хайсама бен Тарека Аль Саида. Глава Белоруссии возлагает на этого монарха большие надежды. Лукашенко отметил, что оманская сторона проявляет интерес к организации совместных сборочных производств и продаже техники МАЗ и «АМКОДОР», и выразил надежду, что пришла пора перевести эти идеи в практическую плоскость. «В итоге рассчитываем выйти на создание в Омане хорошей и долгосрочной опорной точки – хаба по продвижению белорусской продукции в регионе Персидского залива и Восточной Африки», – сказал президент. Султан провел в Белоруссии два дня, очень благодарил Лукашенко за радушие и подписал целый пакет международных договоров. Особое значение придается в Минске дорожной карте развития совместных проектов, которую одобрили главы двух государств.