Фото Reuters
Европейская комиссия на заседании 19 ноября утвердила пакет предложений по улучшению военной мобильности в ЕС. Главной целью проекта является создание «военного Шенгена», включающего формирование до 2027 года общеевропейского пространства военной мобильности, которое сделает перемещение войск и военной техники по Европе более быстрым, безопасным и скоординированным. «Чем быстрее мы сможем перемещать силы, тем сильнее будут наше сдерживание и оборона. Нам нужно говорить о днях, а не о неделях для перемещения войск в Европе», – заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас. Если сейчас время на переброску войск оценивается в 45 суток, то теперь оно должно быть уменьшено до пяти или даже трех дней. По словам Каллас, предусмотрены инвестиции в размере 17 млрд евро в транспортную инфраструктуру ЕС, что согласуется с расходами в размере 1,5% ВВП, которые союзники по НАТО обязались выделить на капиталовложения, связанные с безопасностью.
В рамках проекта государства ЕС отобрали около 2,8 тыс. важных объектов транспортной инфраструктуры, остро нуждающихся в модернизации. Но в Брюсселе этот список урезали до 500 приоритетных объектов. Значительные работы необходимо провести на сети автомобильных дорог, особенно в Германии, которой в связи с ее географическим положением, а также тем, что в ней дислоцированы 37 тыс. американских военнослужащих, отводится центральное место в плане повышения военной мобильности. Кремль назвал идею создания в Европе «военного Шенгена» нагнетанием напряженности. Тем более что коридоры военной мобильности предполагается расширить и на Украину.
В понедельник президенты Франции и Украины Эмманюэль Макрон и Владимир Зеленский на авиабазе Виллакубле, что под Парижем, подписали декларацию об оказании военной помощи Киеву. Детали документа не раскрываются, однако, по данным СМИ, он касается поставок французских истребителей Rafale для украинской армии. Как заявил Зеленский, Киев рассчитывает получить от Франции 100 таких истребителей. Издание Politico отмечает, что проблемой станет «медленное производство истребителей в Европе и постоянные задержки их заказов». И подчеркивает, что поддержание ВВС, в которых одновременно стоят на вооружении советские самолеты, американские F-16, французские Mirage и Rafale, а также шведские Gripen, которые также хочет приобрести Киев, станет головоломкой и крайне дорогостоящей логистической задачей. Главным же препятствием Politico называет отсутствие у Киева денег, поскольку цена истребителя Rafale в зависимости от комплектации варьируется от 70 млн до 250 млн евро. А бюджетные проблемы Франции не позволят Парижу продавать самолеты Украине в долг, поэтому единственным шансом для Киева может стать экспроприация Евросоюзом замороженных российских активов.
На следующий день стало известно, что президент США Дональд Трамп, принимая в Белом доме наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Сальмана, заявил о готовности продать Эр-Рияду истребители F-35. На уточняющий вопрос журналистов на брифинге, будут ли поставляемые Саудовской Аравии самолеты уступать тем, которые передаются Израилю, Трамп ответил: «Будут довольно похожи на те, что есть у Израиля». В свою очередь, кронпринц заверил, что Саудовская Аравия хочет быть частью соглашений Авраама, однако стремится к решению вопроса о создании двух государств – еврейского и палестинского. Он заявил, что объем саудовских инвестиций в США может быть увеличен с 600 млрд до 1 трлн долл. В ответ Трамп похвалил бин Сальмана за достижения в области «прав человека», защитив его от вопросов о данных американской разведки, согласно которым кронпринц приказал убить колумниста Washington Post Джамаля Хашогги в 2018 году.
17 ноября Совет Безопасности ООН принял проект резолюции по урегулированию положения в секторе Газа, предложенный США. Проект, в который несколько раз вносились поправки, предлагает предоставить мандат до конца декабря 2027 года «мирному комитету» под председательством Трампа, органу «переходного управления» Газой. Он также санкционирует развертывание международных сил, которые смогут использовать «все необходимые меры для выполнения своего мандата в соответствии с международным правом». Мандат включает поддержку безопасности границ в сотрудничестве с Израилем и Египтом, демилитаризацию Газы, разоружение ХАМАС, реформу Палестинской автономии, по завершении которых «могут сложиться условия для путей к палестинской государственности». За документ проголосовали 13 из 15 членов СБ ООН. Россия и Китай, обладающие правом вето, воздержались, поскольку проект резолюции не предусматривает участие Палестинской национальной администрации в управлении Газой и не отражает обязательства Израиля «как оккупирующей державы».
На завершившейся в бразильском Белене конференции ООН по вопросам изменения климата COP30 – форуме спустя 10 лет после подписания Парижского соглашения об удержании глобального потепления в пределах 1,5 градусов по Цельсию – не удалось договориться об отказе от ископаемых видов топлива, чего добивались более 80 стран.
