0
1891
Газета В мире Интернет-версия

07.09.1999 00:00:00

Второй раз на саммите АТЭС


Одно из множества мероприятий, проводимых АТЭС в течение года - Сеульский форум по инвестициям - открывает президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун (второй справа)
Фото из журнала "Корея ньюс Ревью"
В СТРАНАХ Тихоокеанского бассейна завершается подготовка к важному международному событию - саммиту АТЭС, который начинается на этой неделе в Окленде (Новая Зеландия). Всего лишь за десять лет своего существования (с ноября 1989 г.) АТЭС, или форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (Asia Pacific Economic Cooperation - APEC) стал влиятельной и заметной международной организацией. Сейчас в его работе участвует 21 "экономика" АТР (Гонконг и Тайвань имеют отдельное членство), и среди них не только экономические гиганты - США, Япония и Китай - но и менее влиятельные Вьетнам, Филиппины и Чили. Помимо перечисленных, участниками АТЭС также являются Австралия, Бруней, Гонконг, Индонезия, Канада, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Сингапур, Таиланд, Тайвань. Все вместе - 60% мирового ВНП, 50% объема внешней торговли, 40% населения. То есть больше, чем ЕС или "большая восьмерка". Россия участвует в работе форума АТЭС с 1998 г., и саммит в Окленде станет второй встречей такого рода, на которой она будет представлена.

В 1999 г. председателем АТЭС является Новая Зеландия, и поэтому в этом году именно там проводится большинство мероприятий форума. Как председатель АТЭС Веллингтон проявил инициативу в определении таких направлений деятельности АТЭС, которые на протяжении текущего года стали основными для всех участников форума. Это три пункта: содействие развитию делового сотрудничества в АТР путем уменьшения препятствий на пути торговли и инвестиций; укрепление рыночной инфраструктуры за счет совершенствования экономического управления и повышения квалификации рабочей силы и - популяризация деятельности АТЭС в странах региона.

Оценивая усилия участников форума по созданию в регионе некоего "пространства АТЭС", многие утверждают, что осязаемых результатов здесь пока не достигнуто, хотя соответствующие планы вынашиваются давно. На саммите АТЭС в Богоре (Индонезия) в 1994 г. было решено сформировать в регионе к 2020 г. систему свободной и открытой торговли и инвестиций. Выдвигались конкретные обязательства и в ходе других саммитов АТЭС, на встречах министров иностранных дел, торговли, экономики, энергетики, людских ресурсов. Исполнение же этих решений редко попадает на первые страницы газет. Небыстро, но формируется некая инфраструктура многосторонних торговых региональных отношений, которая в перспективе может охватить все (или почти все) сферы деловой активности участников форума и затронуть и некоторые другие государства. Однако пока что такая инфраструктура только создается.

Работа ведется в соответствии с индивидуальными планами действий по либерализации торговли и инвестиций, которые подготовлены участниками АТЭС по единой схеме в 1996-1997 гг. и которые продолжают постоянно дорабатываться и корректироваться. Но участники АТЭС располагают далеко не одинаковыми возможностями, и поэтому сами эти планы оказались разными. Да и как могло быть иначе, если, по данным секретариата АТЭС, ВВП США, например, составляет почти 8 триллионов долларов при населении страны 267,9 млн. чел., а ВВП Индонезии почти в сорок раз меньше (215 млрд. долл.) при немногим меньшей численности населения (201,3 млн. чел.); ВВП Папуа - Новой Гвинеи - 5 млрд. долл., а ВВП Сингапура - 95 млрд. долл. - тогда как численность населения этих стран также сопоставима и составляет соответственно 4,21 млн. чел. и 3,74 млн. чел.

Поскольку несходство экономических показателей участников АТЭС заложено изначально - такими они уже пришли в АТЭС - форуму АТЭС пришлось выработать некие особые параметры взаимодействия, которые могли бы учитывать интересы всех участников вне зависимости от уровня развития экономики, численности населения и других показателей. Было решено сосредоточиться на устранении препятствий в торговле товарами и услугами - но таким образом, чтобы каждая страна сама определила свое место в региональной торговле, при этом, по возможности, не ущемляя интересы других. Самый простой и действенный путь к этому - отмена тарифных и нетарифных барьеров.

Была намечена и программа либерализации - конкретных действий участников АТЭС по отмене пошлин (ее назвали программой ранней добровольной секторальной либерализации) - но практически сразу выявилось, что участники АТЭС по-разному оценивают свою роль в этом процессе.

Так, Австралия, США, Канада, Новая Зеландия, Сингапур и некоторые другие участники АТЭС заинтересованы в широком развитии торговли рыбой и рыбопродуктами, а Япония, Таиланд и Тайвань пока не готовы открывать для участников АТЭС свои рынки рыбной продукции. Австралия, Канада, Гонконг, Новая Зеландия и Сингапур заявили о готовности снять ограничения на торговлю продуктами питания, но такие же меры отказываются предпринимать Мексика, США, Канада, Гонконг, Сингапур. Словом, при единстве заявленных ранее всеми участниками АТЭС общих целей и интересов в рамках форума выявились разные подходы к конкретным мерам по либерализации торговли. Такие различия проявились фактически уже сейчас, на начальном (вернее, подготовительном) этапе либерализации и показали, что проработка этого вопроса требует углубленного изучения экспертами. Поэтому на саммите АТЭС в Куала-Лумпуре в 1998 г. было решено передать его на рассмотрение в ВТО. В сентябре 1999 г. в Окленде будут выслушаны рекомендации ВТО по данному вопросу.

На протяжении всего периода существования АТЭС наиболее активным его участником являются США, заинтересованные в продвижении американских товаров и услуг на рынки стран региона.

В ходе проводимых в рамках АТЭС мероприятий представители США ведут широкую работу по защите интересов американских компаний, содействуют им в борьбе за зарубежные контракты, стараются создавать благоприятные возможности для малых и средних американских предприятий на рынках стран АТР. Похоже, именно в этом США видят главный для себя смысл деятельности АТЭС. Выполнению этих задач активно содействуют созданные Министерством торговли США американские коммерческие центры, функционирующие в Джакарте, Шанхае и других городах стран АТР. Работа этих центров строится в соответствии с национальной экспортной стратегией США и представляет собой, по сути, программу по созданию в США рабочих мест посредством развития американского экспорта.

Очевидно, что эта масштабная и целенаправленная работа в той или иной степени затрагивает интересы не только США, но и всех остальных участников АТЭС. На саммитах АТЭС и в ходе других мероприятий американские представители, формально отстаивая приверженность принципам свободной и открытой торговли, стремятся обеспечивать благоприятные условия прежде всего американским компаниям. Это объяснимая и понятная деловая агрессивность, которая не помешала бы и России в ее работе в АТЭС.

Представители России всего второй раз примут участие в саммите АТЭС, это обстоятельство уже само по себе вряд ли позволяет говорить о том, что не следует ждать серьезных для себя результатов от оклендской встречи лидеров региона. По большому счету Россия только постигает "тонкости" тихоокеанского экономического сотрудничества. Как известно, учиться не стыдно и никогда не поздно. Но учеба пойдет на пользу только в том случае, если Россия уже в обозримом будущем зарекомендует себя респектабельным деловым партнером, который способен последовательно и аргументированно отстаивать свои экономические и торговые интересы в АТЭС.

Все это может произойти даже в недалеком будущем. Ну а пока непохоже, что участие в тихоокеанских экономических организациях уже стало для России приоритетом. Вроде бы логичное объяснение такой ситуации - груз внутрироссийских проблем, решение которых отвлекает от глобальных проектов. Это, конечно, не оправдание. Удивляет, что подчас сворачивается даже то, что уже сделано и чего Россия смогла добиться в 90-е годы. Вот лишь последний - и небольшой - тому пример.

В 1992 году Россия вступила в Совет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) - еще одну влиятельную международную Тихоокеанскую организацию, тем самым разомкнув кольцо изоляции, не позволявшее СССР быть полноправным участником регионального экономического сотрудничества. Одно из важных направлений работы СТЭС - информирование всех участников Совета о состоянии экономик стран-участниц. С этой целью Совет ежегодно выпускает Тихоокеанский экономический обзор - аналитическое издание, где содержится характеристика состояния и перспектив развития экономики тихоокеанских государств, и которое используют в работе участники министерских встреч и других мероприятий АТЭС.

Эти правила приняла и Россия, и в нескольких выпущенных в 90-е годы изданиях приводилась информация о состоянии ее экономики. В последнем издании обзора, вышедшем в 1999 году, такой информации о России нет: не сложилось. Это не мелочь, поскольку без информации о партнерах трудно говорить о сотрудничестве. Поэтому по обе стороны Тихого океана - как в Восточной и Юго-Восточной Азии, так и в Америке - было высказано недоумение. Зарубежным коллегам непонятно, что произошло, потому что на возврат России к самоизоляции не похоже - ведь представители России все время говорят о необходимости развития международного сотрудничества...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1220
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1406
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1526
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3737

Другие новости