0
1404
Газета В мире Интернет-версия

24.02.2000 00:00:00

Сенегал перед президентскими выборами

Ласка Низская

Об авторе: Ласка Низская - старший научный сотрудник Института Африки РАН.

Тэги: Африка, Сенегал


ВЫБОРЫ президента в Сенегале назначены на 27 февраля 2000 года. На высший пост претендуют 9 кандидатов, включая главу государства Абду Диуфа.

В нынешней президентской кампании будут решаться два приоритетных вопроса: сохранится ли в стране столь редкая для тропической Африки внутриполитическая стабильность - основное условие дальнейшего экономического и социального развития, и какая фракция политической элиты возглавит Сенегал в первом десятилетии наступающего века. Вопрос о сохранении внутриполитической стабильности очень важен не только для самой республики, но и для всего Западно-Африканского региона, для континента в целом. События последнего десятилетия показали: наряду с либерализацией общественно-политического климата, утверждением принципа многопартийности и норм мирной в рамках закона передачи власти элита африканских стран еще сохраняет в своем арсенале такие способы разрешения разногласий и удовлетворения своих честолюбивых устремлений, как заговоры, военные перевороты и политические убийства. Военные перевороты в Нигере в апреле 1999 г. и в Кот Д"Ивуаре в декабре 1999 г. - яркое тому подтверждение.

Внутриполитическая стабильность в Сенегале была обусловлена рядом специфических внутренних и внешних факторов. В силу того, что страна была исходным пунктом и форпостом французской колонизации в Западной Африке, развитие сенегальского общества обгоняло другие колонии. Политически активная его часть быстрее и легче адаптировалась к современным формам представительной демократии западного типа. Однако плюралистическая модель организации власти в мусульманском Сенегале всегда базировалась на традиционно сложившихся тесных связях вестернизированной политической элиты с верхушкой исламских тарикатов (орденов), которые влияли на духовную жизнь и поведенческие стереотипы большинства населения, особенно сельского, во многом определяли исход внутриполитической борьбы различных фракций политического класса, обеспечивая сохранение стабильности.

Сенегальское, как и любое другое переходное общество, представляет собой сложную мозаичную структуру, в которой тесно переплетены традиционные и современные, укладно разнородные социальные слои и группы, границы между которыми остаются нечеткими, размытыми, Социальная база большинства действующих в стране политических партий как находящихся у власти, так и оппозиционных (если речь не идет о формированиях радикального толка, создаваемых на этноконфессиональной или этнорегиональной основе), идентична. Их программы далеки от подлинной альтернативности и объявляют с теми или иными нюансами о приверженности демократическим принципам, социалистическим идеалам и стремлении разрешить острейшие социальные и экономические проблемы Сенегала.

Первый и наиболее вероятный претендент на высший пост - нынешний глава государства 65-летний Абду Диуф, председатель правящей, или, как говорят в многопартийном Сенегале, "доминирующей" Социалистической партии (СПС). Как президент и лидер партии, имеющей большинство в обеих палатах парламента и местных органах власти, он, естественно, располагает более сильными, нежели другие претенденты, стартовыми возможностями в предвыборной борьбе. Находясь почти четыре десятилетия во властных структурах, он прошел многие ступени административной лестницы, с 1970 г. еще при первом президенте Леопольде Сенгоре занял пост премьер-министра, а после досрочного ухода последнего в отставку в 1980 г. - пост президента, на который переизбирался в 1983-м,1988-м и 1993 гг. (согласно поправке к Конституции, на семилетний срок). Сейчас он баллотируется на пост президента в четвертый и последний (по Конституции) раз.

Слабость и уязвимость основного претендента на высший пост в глазах его соперников и "человека с улицы", т.е. простых сенегальцев, прежде всего в слишком долгом пребывании у кормила власти. Новые вызовы и угрозы, порождаемые внутрисенегальскими и региональными проблемами последних лет, негативно сказываются на имидже Диуфа. Сенегалу, несомненно, удалось добиться во второй половине 90-х гг., после девальвации африканского франка и ускорения структурных реформ, известного улучшения макроэкономических показателей, некоторой финансовой стабилизации. Тем не менее тяжелые социальные последствия структурных реформ, рост безработицы, падение жизненного уровня населения, особенно в городах, вызывают перманентную социальную напряженность в обществе, активно используемую оппозицией для мобилизации протестного электората.

Главным оппонентом Абду Диуфа выступает блок из восьми партий с характерным названием "Альтернатива-2000", ядром которого является созданная в 1974 г. и легализованная в 1976 г., исповедующая идеи "либерального социализма" Демократическая партия Сенегала (СДП) во главе с ее 73-летним лидером Абдулаем Вадом. Его поддерживает как единого кандидата ряд известных марксистских, но отказавшихся от "ортодоксального марксизма" партий, как, например, Партия независимости и труда Сенегала (ПНТС). Этот блок располагает немалой поддержкой населения.

Серьезным конкурентом действующему президенту и лидерам оппозиции может стать Мустафа Ньясс, вышедший еще в 1998 г. из состава правительства, где он многие годы занимал пост министра иностранных дел, и покинувший в 1999 г. ряды СПС, в которой состоял 41 год. Ньясс баллотируется на пост президента от созданной им партии "Альянс сил прогресса", в которую вошли многие члены СПС.

Если к перечисленным кандидатам добавить генерального секретаря Конвенции демократов и патриотов профессора Иба Дер Тиама, лидера одного из отраслевых профсоюзов, а также - и это новое явление в политической жизни страны - выставивших самостоятельно свои кандидатуры нескольких представителей религиозных кругов и организаций, внутриполитическая ситуация накануне выборов в Сенегале представляется достаточно сложной, хотя раздробленность оппозиции, несомненно, усиливает позиции действующего президента.

Опасным, угрожающим стабильности Сенегала в будущем и исходу выборов является усиление самостоятельной роли ряда исламских лидеров и организаций в борьбе за политическую власть. Новое поколение влиятельных марабутов не всегда следует сложившимся традициям сбора голосов для тех или иных политических деятелей, которые в последние месяцы осаждают в поисках поддержки религиозные центры Муридийи, Тйджанийи и других влиятельных тарикатов. По некоторым сообщениям, Диуф якобы более не будет располагать "ндигель" со стороны наиболее могущественного тариката муридов (более 1 млн. приверженцев), верховный халиф которого запретил любые манифестации политического характера в центре ордена - г. Туба.

Серьезную угрозу территориальной целостности и будущему развитию Сенегала представляет также этноконфессиональное региональное сепаратистское повстанческое движение на юге страны в Казамансе, ведущее с 1982 г. партизанскую войну в этом районе и вынуждающее власти задействовать в борьбе с ним серьезные экономические ресурсы и значительные контингенты вооруженных сил. К успеху центральных властей и лично президента следует отнести проведенные в 1999 г. переговоры и заключенное в декабре соглашение о прекращении огня. Однако это соглашение, так же как и предыдущие, подписано с руководством политической организации повстанцев - Движением демократических сил Казаманса (ДДСК), которое признано партией и более не выдвигает требований об отделении этого района от остальной территории. Но подобные соглашения никогда не признавались радикальным крылом повстанческого движения, давно переродившимся в террористические формирования и продолжающим вести вооруженную борьбу за контроль над регионом, ставшим одним из центров наркобизнеса в Западной Африке.

Внутриполитическая напряженность, военные действия в Казамансе, участие в многочисленных миротворческих операциях в соседних и более отдаленных африканских странах объективно усиливают роль армии в политической жизни страны, зависимость гражданских властей от военной верхушки, создают некую потенциальную угрозу режиму. Это порождает в обществе тревожные слухи о возможном и якобы готовящемся вмешательстве армии в политическую жизнь. Настойчивые опровержения подобных инсинуаций со стороны военного командования в январе 2000 г., категорические протесты ряда политических лидеров против любых попыток вмешательства армии в политические процессы свидетельствуют о серьезных опасениях, царящих в обществе.

Создатели предвыборного альянса в поддержку Диуфа поставили своей задачей дать возможность нынешнему президенту "продолжить осуществляемые им перемены и обеспечить вхождение Сенегала в третье тысячелетие в мирных условиях". Расстановка политических сил накануне президентских выборов свидетельствует о серьезных угрозах той стабильности, которая была характерна для Сенегала в последнем десятилетии XX века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1390
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1326
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1554
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1278

Другие новости