При Клинтоне благополучие США достигло небывалого расцвета.
Фото АП
ВОПРОС об источниках американского процветания является центральным вопросом предвыборной президентской кампании в этом году: было ли вызвано процветание проводимой администрацией президента Клинтона политикой или же оно было обусловлено глубокими изменениями, проистекающими из технологических инноваций и глобализации? Короче говоря, кому почивать на лаврах американского бума: Биллу Клинтону или Биллу Гейтсу?
Экономический успех, достигнутый за восемь лет правления Клинтона, несомненен. Американская экономика пережила самый долгий за всю свою историю период экономической экспансии, продолжающийся уже десятый год. Между 1992 и 1999 годами ежегодный рост экономики в среднем составлял 3,6%, что далеко опережает среднегодовые темпы роста в 2,9%, достигнутые в 1980 - 1992 годах. За этот период было создано 15 млн. рабочих мест, а уровень безработицы, ныне составляющий 4%, находится на низшей за последние 30 лет отметке. Показатели фондового рынка могут войти в легенду, а доход на вложенный капитал с начала 1996 года в совокупности составил 7 трлн. долл.
Несомненно, никакое правительство в одиночку не смогло бы осуществить такие широкие преобразования. Тем не менее администрация Клинтона не была просто сторонним наблюдателем. Дело в том, что президент Клинтон получил хорошее наследие - результаты правильной политики предыдущих правительств, на которую наложились глобальные тенденции и нововведения в науке и технологии, - и умело осуществил руководство экономикой, основанной на знаниях. Его администрация заслуживает самых высших похвал как за проводимую политику, так и за ошибки, которых удалось избежать.
Начнем с полученного Клинтоном наследия. Окончание холодной войны послужило хорошим отправным пунктом, поскольку США в результате смогли уменьшить военные расходы примерно на 2,5% ВВП (по сравнению с 1990 и 2000 годами), и экономия ежегодно составляла примерно 225 млрд. долл. Последнее помогло Клинтону достаточно безболезненно сократить дефицит бюджета. Во-вторых, из эры правления Рейгана-Буша Клинтон унаследовал гибкую, дерегулированную экономику с достаточно низкими ставками налогообложения. Третьим же наследием оказалась низкая инфляция.
На момент прихода Клинтона к власти не было нужды в героической стабилизационной политике. Победа в войне против высокой инфляции была одержана десятью годами ранее. Поэтому и Клинтон, и совет управляющих Федеральной резервной системой под руководством Алана Гринспена могли заниматься ускорением экономического роста страны, не беспокоясь о возможном "перегреве" экономики.
Первым отчетливым достижением администрации Клинтона стал выбор некоторых ключевых параметров экономической политики. Когда в 1993 году Клинтон впервые пришел к власти, он должен был определиться по следующим ключевым вопросам:
- содействовать ли свободной торговле в духе политики, проводившейся администрациями президентов Рейгана и Буша, или же начать проводить более протекционистскую политику, на чем настаивали его союзники из среды профсоюзов;
- сокращать дефицит бюджета, к чему призывали господствующие течения в экономической теории, или же раздувать государственные расходы, к чему вынуждали левоцентристские экономисты.
В обоих случаях давление со стороны республиканцев, а также со стороны демократов-центристов помогло администрации Клинтона стать на правильный путь: поддержать свободную торговлю, невзирая на наличие могущественных союзников-протекционистов в Демократической партии, и способствовать сокращению дефицита бюджета взамен проведения обширных фискально-затратных программ. Поддержка администрацией Клинтона Северо-Американского соглашения о свободе торговли с Мексикой, завершение уругвайских переговоров о многосторонней торговле и недавнее решение о включении Китая во Всемирную торговую организацию - все это является достижениями, направленными на поддержку всемирной торговли.
Впоследствии Клинтон защитил главную линию экономического развития от атак республиканцев-консерваторов, которые подталкивали к значительному сокращению ставок налога, могущему подорвать сложившееся в последние годы положительное сальдо бюджета. Эти консерваторы также настаивали на резком сокращении правительственных программ, что могло бы повредить бедным. Клинтон также боролся с этими крайностями.
Однако администрация Клинтона пошла гораздо дальше простой защиты экономики от идеологического экстремизма. Шаг за шагом она сформировала своеобразную "индустриальную политику" новой экономики, основанной на знаниях. Раньше большинства политиков и экономистов Клинтон осознал, что сила американской экономики порождается сочетанием науки, технологических инноваций и высококачественного образования. Таким образом, его администрация заботилась о создании правительства, которое стимулировало бы генерацию и распространение знаний во всех сопутствующих сферах.
Во-первых, в Америке была усилена правительственная поддержка науки, а расходы на ее финансирование возросли примерно до 85 млрд. долл. в год. Поддерживаемые правительством научно-исследовательские программы в областях информационных технологий и биотехнологий помогли США завоевать всемирное лидерство в этих двух критических сферах.
Во-вторых, Клинтон поощрял развитие и распространение Интернета как краеугольной основы экономического роста. Клинтон добивался - и в итоге на какое-то время добился - значительных налоговых послаблений для занимающихся электронной коммерцией компаний. Его администрация приняла нормативные акты, направленные на быстрое принятие и распространение Интернета; она также боролась за претворение в жизнь правительственных программ по подсоединению к Интернету общеобразовательных школ и библиотек. Она даже отстаивала либерализацию процедуры выдачи разрешений на работу иностранным специалистам в области интернет-технологий.
В-третьих, Клинтон явился вдохновителем различных программ, направленных на поддержку высшего образования. В настоящее время доля американских студентов, продолжающих образование после окончания средней школы, составляет 67%, что на 10% превышает соответствующий показатель десятилетней давности. Администрация президента осознала, что высшее образование - обязательное условие успеха экономики, основывающейся на "высоких технологиях".
Необходимо извлечь основные уроки из успеха Соединенных Штатов Америки, и этими уроками являются макроэкономическая стабильность, бюджетная осмотрительность, развитие всемирной торговли, конкуренция и демонополизация в области телекоммуникаций, финансовая политика и активная промышленная политика, нацеленная на создание новой экономики, построенной на научно-исследовательских разработках, информационных технологиях и высшем образовании. С другой стороны, все вышеупомянутое также зависит от продолжения ослабления международной напряженности.
Разумеется, нельзя утверждать, что в настоящий момент американская политика безупречна или же что в грядущем она не столкнется с дальнейшими проблемами. Недавний рост цен акций на фондовом рынке может оказаться "пузырем", и, возможно, нам придется заплатить за это. Более того, несмотря на экономический успех внутри страны, Америка пренебрегла своими моральными и практическими обязательствами по предоставлению помощи бедным странам. И это служит печальным противовесом домашним американским достижениям.
Сopyright: Project Syndicate, June, 2000