В ТОКИО начался 10-й раунд японо-северокорейских переговоров о нормализации межгосударственных отношений - раунд, видимо, особый. На фоне резких подвижек, происходящих в отношениях Северной Кореи с внешним миром, застой или, напротив, динамика в контактах Пхеньяна и Токио могут во многом повлиять на ситуацию как на Корейском полуострове, так и в Северо-Восточной Азии в целом. И это отражается если не на ходе самих встреч, то на изменившейся атмосфере вокруг них.
Японо-северокорейские переговоры о нормализации межгосударственных отношений начались еще в январе 1991 года, однако в ноябре 1992 года были прерваны. В ходе периодически проводимых предварительных встреч последних лет, посвященных проблеме возобновления переговоров, Пхеньян постоянно ставил вопрос о японской помощи и компенсации за ущерб, причиненный японским колониальным господством 1910-1945 гг. Фактически это было предварительным условием Пхеньяна для начала официальных переговоров.
Япония не шла на компромисс по ряду причин, например в связи с негативной реакцией в стране на обнародованные факты похищения японских граждан северокорейскими спецслужбами в 70-80-е годы. Кроме того, в сентябре 1998 года Япония официально ввела экономические санкции против КНДР в связи с испытательным запуском новой баллистической ракеты "Тепходон", пролетевшей над ее территорией. Наконец, японское правительство отвергало требование о репарациях, подчеркивая, что между двумя государствами не было состояния войны.
Тем не менее 7 марта этого года Токио изменил свою позицию. Правительство страны объявило о возобновлении продовольственной помощи КНДР, и параллельно с этим было объявлено о возобновлении переговоров, очередной раунд которых прошел в Пхеньяне в апреле нынешнего года.
Видимо, одной из причин к тому стали успешные усилия Северной Кореи по выходу из международной самоизоляции. С другой стороны, официальный Токио, заинтересованный в налаживании диалога с КНДР, начал отставать в этом вопросе и от Южной Кореи, провозгласившей гибкую политику в отношении своего северного соседа, и от США, регулярно ведущих с Пхеньяном консультации по проблемам атомной и ракетной программ Северной Кореи. Достаточно активно начала вести себя в отношении КНДР и Россия, обновившая в ходе февральского визита в Пхеньян министра иностранных дел Игоря Иванова двусторонний Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
Пока что, возобновив переговоры о нормализации отношений, и Япония, и Северная Корея не отказались от своих принципиальных позиций. Так, открывая переговоры, глава японской делегации посол Кодзиро Такано отметил, что для нормализации двусторонних отношений "необходимо урегулировать проблемы, имеющиеся в японо-северокорейских отношениях, в форме, приемлемой для японского народа", подразумевая прояснение судеб похищенных японцев. В свою очередь, глава северокорейской делегации посол Чон Тэ Хван в ответном слове потребовал от Японии "честно и справедливо" решить вопрос о компенсации КНДР ущерба, нанесенного в период японского колониального господства. Северокорейский дипломат обратил внимание также на то, что в позиции Японии по вопросу со времени проведения предыдущего раунда переговоров "не произошло ни малейших изменений".
Хотя главы обеих делегаций и заявили о необходимости скорейшей нормализации отношений, их заявления по ключевым вопросам двусторонних отношений свидетельствуют, что последующие дебаты будут достаточно напряженными.
По всей видимости, КНДР будет так или иначе обращать внимание японцев на очевидное продвижение контактов с Южной Кореей, США, Россией и КНР, давая понять, что они могут опоздать на "уходящий поезд". Однако и Токио имеет очевидный козырь, которым не преминет воспользоваться: здесь ясно представляют потребность Северной Кореи в японских капиталах и технологиях и открыто заявляют об этом. Более того, проблема экономической модернизации КНДР имеет в контексте диалога двух Корей международное значение. Однако ни у Южной Кореи, ни у других соседних стран, за исключением Японии, таких денег нет. Поэтому о необходимости предоставления КНДР экономической помощи со стороны Японии заявляют, по утверждению токийских дипломатов, и в Сеуле.
Токио