0
4122
Газета В мире Интернет-версия

21.11.2000 00:00:00

Безопасность и мир в Средиземноморье

Владимир Чижов

Об авторе: Владимир Алексеевич Чижов - директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России

Тэги: Средиземноморье, геополитика


НА ПЕРЕКРЕСТКЕ трех континентов - наиболее отчетливо проявляются проблемы, становящиеся сейчас главной заботой человечества: растущие диспропорции в социально-экономическом развитии со всеми вытекающими отсюда последствиями, опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, агрессивный национализм и экстремизм, незаконный оборот наркотиков, международный терроризм.

Возрастает насыщенность региона оружием, что еще более затрудняет противодействие рискам и угрозам нового поколения. Все чаще возникает необходимость принятия совместных оперативных действий для ликвидации последствий природных и техногенных катастроф и стихийных бедствий.

Особую озабоченность вызывает неурегулированность региональных конфликтов. Несмотря на предпринимаемые усилия, пока нет оснований говорить о реальном прогрессе в кипрском переговорном процессе. Всеобщую тревогу вызывает эскалация напряженности на Ближнем Востоке.

Обстановка в Средиземноморье, происходящие здесь процессы оказывают непосредственное воздействие на общеевропейскую безопасность, во многом обусловливают стабильность или нестабильность Большой Европы. Масштабы проблем Средиземноморья требуют активных совместных действий всех стран, национальная безопасность которых непосредственно испытывает на себе их воздействие, это подразумевает как разработку концептуальных программ, так и реализацию конкретных проектов в сфере безопасности.

Со своей стороны, Россия настроена на продуктивное содействие стабилизации и позитивному развитию Средиземноморья, превращению его в "море мира и сотрудничества".

Наш принципиальный подход к решению проблем Средиземноморья остается неизменным: разрешение конфликтных ситуаций и развитие сотрудничества следует строить на открытой, недискриминационной основе. Предстоит серьезно поработать над созданием механизма, регулирующего региональную безопасность в широком понимании этого термина, включая его экономическую, социальную, культурную и другие составляющие. На наш взгляд, модель средиземноморской безопасности несовместима с созданием здесь замкнутых или "натоцентристских" структур.

Мы считаем, что в основе широкой международной стратегии укрепления региональной безопасности могла бы лежать концепция Большого Средиземноморья - партнерского сотрудничества государств Черноморского и Средиземноморского бассейнов, Южной Европы и Ближнего Востока.

Убеждены, что в рамках реализации всеобъемлющего подхода к проблематике Средиземноморья необходимо в полной мере задействовать потенциал ОБСЕ, единственного универсального форума в сфере безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Средиземноморская проблематика прочно вошла в повседневную жизнь ОБСЕ, является одним из заметных направлений развития хельсинкского процесса, который в этом году отметил свое 25-летие. Это зафиксировано в основополагающих документах ОБСЕ и находит свое отражение в оперативных решениях этой организации. На регулярной основе проводятся встречи ОБСЕ по вопросам безопасности в Средиземноморском регионе.

В целом мы считаем, что ОБСЕ, занимающаяся всеми аспектами безопасности, должна наряду с другими международными структурами плотнее вовлекаться в решение проблем в этом стратегически важном регионе. Основой такого международного взаимодействия может стать принятая на саммите в Стамбуле "Платформа кооперативной безопасности".

В этом контексте возлагаем большие надежды на Совет министров иностранных дел ОБСЕ, который пройдет в Вене в конце текущего месяца. Среди прочего на нем предстоит обсудить и принять важные решения по консолидации усилий государств-участников в тех областях, которые мы охарактеризуем как предмет взаимной озабоченности. На предстоящей министерской встрече должны быть предприняты шаги и по укреплению самой ОБСЕ, ибо слабая организация по определению неспособна на сильные действия и реализацию в полной мере своего потенциала.

Что касается задач на ближайшую перспективу, то, полагаем, необходимо наращивать усилия по охвату Средиземноморья мерами контроля над вооружениями, используя как имеющиеся субрегиональные механизмы, так и посредством более тесного взаимодействия стран Южного берега с деятельностью ОБСЕ по обеспечению безопасности, предотвращению конфликтов и урегулированию кризисных ситуаций.

Действенным шагом в деле обеспечения региональной безопасности, на наш взгляд, может и должно стать распространение мер по укреплению доверия и безопасности на военно-морскую деятельность в акваториях, прилегающих к региону ОБСЕ и, разумеется, в самом Средиземном море. На первом этапе речь может идти о традиционных мерах доверия, к которым относятся предварительные уведомления об определенных видах военно-морской деятельности, обмен ежегодными планами ее осуществления, наблюдения за ней, расширение сотрудничества по линии военно-морских флотов.

С другой стороны, необходимы последовательные, сопряженные коллективные усилия по преодолению узловых конфликтов в Большом Средиземноморье, в частности на Ближнем Востоке, в разрешении которых Россия принимает и намерена впредь принимать конструктивное участие.

Однако само по себе разрешение конфликтных ситуаций не устраняет всех имеющихся проблем. Необходимо создать в регионе условия, способные гарантировать их невозобновление.

В полной мере это относится к начатому в Барселоне Евросредиземноморскому процессу (ЕСП). Несмотря на все трудности в достижении осязаемых результатов, эта инициатива набирает силу и объективно способствует оздоровлению ситуации в регионе.

Россия разделяет цели и задачи, провозглашенные в Барселоне, и не раз выражала готовность подключиться к их практической реализации в различных областях. Особое значение сейчас, особенно в связи с проведением 16-17 ноября 4-й Евросредиземноморской конференции в Марселе, приобретает выработка Хартии мира и стабильности в Средиземноморье - принципиально важного документа, который должен стать одной из составных частей новой архитектуры международной безопасности. К сожалению, обсуждение Хартии ведется за закрытыми дверями, без участия России и других заинтересованных стран.

Считаем, что такой подход едва ли конструктивен. Он отнюдь не отвечает принципам равноправного партнерства, солидарности и транспарентности, зафиксированным в подписанной в Стамбуле лидерами государств ОБСЕ Хартии европейской безопасности. На протяжении всей своей истории Россия прочно связана со Средиземноморьем, и в настоящее время эта взаимосвязь лишь усиливается. Мы можем и готовы оказать и оказываем ощутимое содействие развязке тормозящих разработку Средиземноморской хартии проблем.

Мы сохраняем настрой на конструктивное взаимодействие по проблемам Средиземноморья с Евросоюзом, надеемся, что эта тематика займет достойное место в политическом диалоге Россия-ЕС. По крайней мере итоги только что завершившегося в Париже саммита настраивают нас на оптимистический лад.

Становится все более очевидным, что принятие Хартии мира и стабильности в Средиземноморье во многом зависит от реальных подвижек на Ближнем Востоке. Нельзя забывать о том, что ближневосточный мирный процесс является многосторонним, и его успех зависит от усилий всех его участников, в том числе коспонсоров, одним из которых является Россия.

Сейчас, когда подготовка Средиземноморской хартии вступает в наиболее ответственный период, хотелось бы подтвердить на сей счет свою принципиальную позицию. Убеждены, что ее разработка должна основываться на общепризнанных принципах международного права, признающих приоритет ООН в поддержании международной безопасности, учитывая положения резолюций ГА ООН по Средиземноморью, Хельсинкского заключительного акта и последующих документов ОБСЕ.

Исходим из того, что новая средиземноморская архитектура безопасности должна исключать возможность вмешательства какой-либо страны или групп стран в дела других региональных государств, будь то под лозунгом "гуманитарной интервенции" или какими-либо другими предлогами.

И еще один важный аспект. Существует опасность того, что институционализация ЕСП пойдет в направлении создания своего рода "замкнутого клуба", ограничивающего взаимодействие с возможными нерегиональными партнерами. Это отнюдь не способствовало бы задачам укрепления средиземноморской безопасности.

Очевидно, что развитие регионального сотрудничества в немалой степени зависит от конструктивного настроя его участников. В этой связи следует особо выделить роль Мальты, ее энергичные усилия по расширению диалога в регионе. В частности, мальтийская сторона неоднократно высказывалась в пользу того, чтобы в процессе разработки Хартии мира и стабильности участвовало как можно большее число заинтересованных государств, выступает за участие России в средиземноморских процессах, разделяет мнение о необходимости ее подключения к ЕСП. Мы также ценим активно продвигаемые Валлеттой идеи усиления "средиземноморского измерения" деятельности ОБСЕ, большей активности на этом направлении международных неправительственных и общественных организаций. Исходя из поступательного характера наших отношений рассчитываем на то, что в ходе предстоящих мероприятий в рамках ЕСП мальтийские представители смогут выразить свое мнение по этим вопросам. Со своей стороны, подтверждаем готовность к усилению нашего практического взаимодействия на средиземноморском направлении как на двусторонней основе, так и в рамках институтов международного сотрудничества.

Здесь мне хотелось бы остановиться на следующем немаловажном обстоятельстве.

Как представляется, позиция не участвующих в евроатлантических военно-политических альянсах средиземноморских стран, среди которых не последнее место занимает Мальта, приобретает в настоящее время особый смысл. Думается, что политика неприсоединения не только сохраняет актуальность, но и может получить в этом взрывоопасном регионе качественно новое наполнение. Напомню, что на прошлогоднем общеевропейском саммите в Стамбуле нам вместе с мальтийскими коллегами удалось в непростой борьбе отстоять тезис о необходимости уважения права государств на нейтралитет. Видим в этом важный элемент противодействия попыткам распространения концепции "гуманитарных интервенций".

Однако такая политика вряд ли получит серьезное звучание без поддержки ООН. Необходимо добиваться усиления роли всемирной организации в решении политических и экономических проблем Средиземноморья, более предметной ее вовлеченности в региональные аспекты сотрудничества, что должно быть отражено в соответствующих документах ГА ООН. Полезным было бы и содействие со стороны ООН реализации идеи созыва Совещания по безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье, которая не теряет своей актуальности.

Россия намерена способствовать деятельности субрегиональных структур и организаций, способных внести существенный вклад в стабилизацию Средиземноморского региона. Она принимает непосредственное участие в реализации Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы, имеющего большое значение для средиземноморских стран, не являющихся участниками ЕСП. Немалые перспективы открывает и налаживание взаимодействия между Организацией Черноморскою экономического сотрудничества (ЧЭС) и ЕС. Готовы этому активно содействовать, особенно с учетом начавшегося 1 ноября российского председательства в ЧЭС.

Ряд проектов ЧЭС, в частности по энергетике, развитию транспортной инфраструктуры, экологии, вполне достойны более широкого формата. Это прежде всего проекты создания Черноморского энергетического кольца, транспортного коридора Адриатика - Черное море, защита единой экосистемы Черного и Средиземного морей, содействие малому и среднему бизнесу.

Развитие регионального сотрудничества напрямую зависит от активности парламентариев средиземноморских стран, усилия которых должны концентрироваться в первую очередь на тех направлениях, где пробуксовывает межправительственный диалог, будь то вопросы урегулирования конфликтов или подготовки концептуальных документов. Активно участвуя в средиземноморских межпарламентских конференциях, Россия намерена способствовать тому, чтобы тематика Средиземноморья занимала все более прочное место в деятельности Межпарламентского союза, ПАСЕ, ПА ОБСЕ.

Говоря о комплексном подходе к решению проблем, нельзя забывать о том, что Средиземноморье представляет собой емкое гуманитарное пространство, в котором развиваются многоплановые социально-гуманитарные, духовно-религиозные и культурные процессы.

На наш взгляд, знаменательно то, что Россия как страна, принадлежащая и Европе, и Востоку, на пути своего развития сталкивается с проблемами, во многом идентичными тем, что составляют предмет озабоченности для стран Южного и Восточного Средиземноморья. Поэтому, возможно, она лучше других способна понять мотивации поведения, нужды и чаяния живущих здесь людей, играть роль надежного посредника по наведению мостов между прибрежными государствами.

Россия готова участвовать в проведении конференций, семинаров, форумов по широкому спектру выходящих за региональные рамки вопросов, касающихся, например, культурного наследия Средиземноморья, взаимоотношения религий, расширения культурных связей и молодежных обменов, проблем охраны окружающей среды, социальной защиты.

Нельзя забывать и об интеллектуальном потенциале общественности, заинтересованной в процветании Средиземноморья. Особое значение в этой связи имеет проведение конференций с участием видных представителей политических и деловых кругов, парламентариев, ученых и общественных деятелей в целях всестороннего обсуждения средиземноморской проблематики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
852
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
608
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
2321
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
2795

Другие новости

загрузка...