0
1467
Газета В мире Интернет-версия

14.02.2001 00:00:00

Родиться дважды

Тэги: алкоголики, общество


В Шереметевском дворце на Садовом, больше известном как институт Склифосовского, снимается телевизионная программа "Консилиум", тема - алкогольная зависимость. Мы сидим за столом, освещенном юпитерами, и мой собеседник, нарколог, профессор с изрядным стажем, рассказывает о том, как он работает со своими пациентами. То, что работа эта мучительная и неблагодарная, было понятно сразу. То, что она чрезвычайно важна и значима для этого достойного интеллигентного человека, - тоже было ясно.

И тогда я спрашиваю: многих ли удалось вылечить? Следует крошечная пауза, и профессор говорит примерно следующее: если после нескольких месяцев процедур и занятий с пациентом тот сохраняет трезвость больше чем полгода, мы считаем, что это успех. Тогда я снова спрашиваю, в скольких случаях он добился такого успеха за последний год. Мой собеседник, подумав, называет цифру 5. И я задаю последний вопрос: знает ли он о том факте, что на земле сейчас существует около двух миллионов алкоголиков, которые решили проблемы своей зависимости, а проще говоря, год за годом остаются трезвыми и вместо того, чтобы заполнить гигантское кладбище или в лучшем случае пропасть в психиатрические больницы (правда неясно, действительно ли это лучше), обрели новую, по-настоящему свободную и счастливую жизнь.

А дальше происходит вот что: мой собеседник смотрит на меня с некоторым напряжением и потом, словно что-то припомнив, говорит: "Это вы об анонимных алкоголиках? Да-да, конечно, я в курсе. Так вот, мои методы позволяют...". И профессор продолжил рассказ о том, как он в случае удачи помогает человеку поддержать полгода "сухости".

Мне хочется сказать: есть выход! Страшная проблема, так обострившаяся в XX веке, решена. По значимости своей это как если бы нашли лекарство от рака! Нобелевскую премию давали и за меньшие открытия! Я видел фотографию стадиона в Южной Америке, снятого с вертолета, до краев заполненного людьми, съехавшимися сюда со всех концов мира.

Уже позже, мысленно возвращаясь к этой съемке, я понял вещь достаточно печальную и вполне реалистическую: то, что для алкоголика и его семьи является проблемой жизни и смерти - адом, сменяемым надеждой, молитвой, остающейся, как кажется, без ответа, бессонными ночами, попытками самоубийства, - для специалиста видится с точки зрения "метода", "концепции", "исследования". Это логика разных планет, разных миров, и, как я сейчас знаю, ни метод, ни концепция, ни врач не могут со своей планеты докричаться до алкоголика, он их не услышит. Он услышит лишь одного человека на свете - выздоравливающего алкоголика, т.е. точно такого же, как он сам, человека, ничем не отличающегося от него самого. Ничем, кроме одного, - этот человек остается трезвым. День за днем и год за годом. И только своему собрату он задаст вопрос: как? - и лишь от него одного он готов услышать ответ. Почему? Да потому, что он ему верит. И теперь только от него одного зависит, сделает ли он шаг в трезвость. Дверь в эту страну открыта.

Да, основателям общества "Анонимные алкоголики" полагалась бы Нобелевская премия, но вот только кому ее вручать? Христианской, в данном случае протестантской, Церкви, в недрах которой возникло желание справиться с проблемой алкоголизма? Христианским Оксфордским группам, возникшим в Америке в первой половине века и работавшим с алкоголиками? Основателю движения "Анонимные алкоголики" - брокеру с Нью-Йоркской биржи Биллу Уилсону? Или, может быть, всем великим религиозным конфессиям мира, которым были открыты 12 духовных принципов, легших впоследствии в основание программы выздоровления под именем знаменитых "Двенадцати шагов"?

Слава Богу, духовные открытия мира не нуждаются в премиях, потому что они несут награду в себе самих. И именно поэтому они долго пребывают в некотором отдалении от шумного и агрессивного водопада так называемой деловой и реальной жизни. До тех пор, пока ее участник однажды утром не осознает, что жизнь кончена, что ни один из врачей ему не помог, что хождения в церковь не дали результата, работа потеряна, жена ушла и из долгов не вылезти.

Когда я вижу нагловатые и самоуверенные объявления в метро и в газетах, сообщающие миру, а вернее, очередной отчаявшейся семье, что некий специалист с лицензией гарантирует освобождение от алкоголизма за один сеанс, мне делается и смешно, и грустно. Да, в мире есть чудеса, но у чудес есть своя логика. Дело в том, что алкоголизм - заболевание души - раз, тела - два и духа - три. И для того чтобы алкогольный образ мыслей, алкогольный набор стереотипов поведения, складывающийся подчас десятилетиями, сменился разумом и психикой трезвого человека, требуется перерождение всего человека, то, что в Евангелии от Иоанна названо вторым рождением. Проблема исцеления от алкогольной и наркотической зависимости лежит в том же русле, что и все духовные поиски христианской, мусульманской, индуистской и других религий мира, но только в случае алкоголизма проблемы обострены и сконцентрированы до такой степени отчаяния, что человек вынужден их решить или умереть. И решая их, он обнаруживает, как в его жизнь входит радость и свет, и что самым трудным шагом был первый, когда он признал свою болезнь и стал искать выход. Я не сомневаюсь сейчас, что проблема алкоголизма - проблема духовная. Более того, она уходит в самые недра духа, и поэтому вожделенная "таблетка от алкоголизма" так и не будет изобретена.

Я был на многих группах "Анонимных алкоголиков" и в России, и за границей. И я везде видел этот контраст между "новичком", только что пришедшим на собрание, зачастую под надзором жены или матери, встревоженным, иногда избитым, затравленно озирающимся по сторонам, и теми, кто не пьет три, четыре, пять лет. От таких чаще всего исходит свет. И еще я видел, как к концу собрания новичок начинает прислушиваться, потому что до него доходит, что тут никто не притворяется, что тут действительно те, кто с похмелья пил "все, что горит", что их проблемы - его проблемы. И наконец, что они трезвы и им это, кажется, нравится без натяжек и усилий. И он уже прикидывает, может быть, стоит придти сюда еще раз...

Да, проблема эта духовная. Но почему же она не решается в Церкви? Да потому, что алкоголик лучше всего выздоравливает среди таких же алкоголиков, как и он сам, но только трезвых, обладающих не нравоучительными теориями, а конкретным опытом выздоровления. В Церкви же мало кто решится признать себя алкоголиком. "Такие к нам не ходят", - как сказал мне один батюшка. Ой ли?

В Москве и Подмосковье около тридцати групп "Анонимных алкоголиков" и несколько групп "Анонимных наркоманов". Сотни людей выздоравливают в них, но сотни тысяч ничего о них не знают. И может быть, еще и поэтому я сейчас стучу по клавишам машинки и оставляю контактный телефон, где желающие могут получить информацию о работе московских Анонимных групп алкоголиков и наркоманов: 185-40-00.

В Америке это движение уже давно стало национальным делом. Радует то, что в Москве и Православная и протестантская Церкви предоставляет свои помещения для собраний. Но есть батюшки, которые везде ищут дьявола и громят "сектантов" при каждой удобной возможности, а уж они-то должны помнить слова Христа: "по плодам судите". А плоды эти - миллионы людей, возвращенных к жизни, творчеству, любви, к Богу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
825
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
977
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
782
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
937

Другие новости