0
625
Газета В мире Интернет-версия

10.06.2001 00:00:00

Партнер партнеру продаст еще оружия...

Тэги: сотрудничество, россия, индия, клебанов


ГРУСТНЫЕ мысли навевают итоги только что закончившегося в Москве первого заседания совместной российско-индийской межправительственной Комиссии по военно-техническому сотрудничеству (КВТС).

Как отметили практически все российские СМИ, эпохальным событием стала в "Президент-отеле" сессия КВТС, которая формально родилась в ходе прошлогоднего визита в Индию президента РФ Владимира Путина и стала любимым детищем ее сопредседателя, вице-премьера российского правительства Ильи Клебанова.

Однако на фоне сообщений о достигнутых беспрецедентных договоренностях по "существенному прорыву в военно-техническом партнерстве с субконтинентальным гигантом" совершенно незамеченными остались слова Ильи Клебанова, сказанные им на открытии сессии. Вице-премьер подчеркнул, что КВТС - "фактически самостоятельная структура на уровне Межправкомиссии". Истинный смысл сказанного заключается в том, что КВТС создана там, где идет реальное сотрудничество, в отличие от той структуры, где почти ничего не происходит, т.е. традиционной "Межправительственной комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству", сопредседателем которой, естественно, является Илья Клебанов.

Можно бесконечно долго перечислять названия самолетов, кораблей, танков, подводных лодок и фрегатов, а также суммы сделок по конкретным проектам и в целом. Цифры, конечно, впечатляют. Безусловно, достигнутые договоренности объективно выгодны обеим сторонам, ибо Россия загружает работой свои предприятия ВПК, а Индия получает современнейшее и очень дешевое, по международным меркам, вооружение. Но если Индия получает все, что хочет, то Россия - только деньги, которые у нас имеют свойство быстро исчезать; кроме того, оказывается, что подобным вооружением Россия не в состоянии снабдить собственную армию. Получается, что выгода от "контракта века" - односторонняя.

Более того, грустные мысли сводятся и к тому, что, судя по всему, стратегическое партнерство России и Индии, о котором с такой помпой было заявлено совсем недавно, будет ограничиваться лишь военно-технической сферой, поскольку в других областях, как мы увидим ниже, оно неуклонно снижается, имея тенденцию к почти полному прекращению. Тем более что в новых условиях - строительства капитализма в России и проведения радикальной экономической реформы в Индии - Индия, во-первых, не видит реальных партнеров-частников в России, и, во-вторых, взаимодействие на уровне госструктур, как это было до 1991 г., фактически невозможно. Кроме единственной сферы - военно-технической.

Впрочем, Индии, кроме вооружений, от России ничего и не нужно по большому счету. Она сама уже все производит и экспортирует: чай, табак, специи, рис, пшеницу, лекарства, продукты питания, в том числе детского, занимается огранкой алмазов, создает суперкомпьютеры, лидирует по производству компьютерных программ, осваивает космос и космические телекоммуникации, шьет дубленки и выделывает меха, развивает нефтехимию и производство удобрений, производит цемент, сталь, станки... Вот только с вооружением пока заминка. Да и с нефтью и газом.

А что может предложить Россия помимо оружия? Уголь? Он становится золотым после транспортировки в Индию, и она предпочитает его брать, например, в Австралии. Нефть? После санкций против Ирака, через который российская нефть шла в Индию, поставки прекратились, и Индия берет нефть из других источников. Газ? Индия договаривается с Ираном. В общем, по торгово-экономической линии в будущем российско-индийского сотрудничества света в конце тоннеля пока не наблюдается.

Да и цифры подтверждают это. По оценкам российских экспертов, если торгово-экономическое сотрудничество между Индией и Россией будет продолжаться в тех же формах, по тем же направлениям, в тех же рамках, в которых оно существует в настоящее время, то есть без финансовой поддержки или даже просто заинтересованности со стороны государства, то уже к 2005 г., когда Индия выплатит весь свой долг России (стало быть, перестанет от нее зависеть), объем товарооборота сократится по меньшей мере в два раза и сразу. Это будет означать только одно: экономическое сотрудничество может вовсе прекратиться, и Россия окончательно будет вытеснена с рынка Индии. Тут не спасет и военно-техническое сотрудничество.

В настоящее время доля Индии в общем товарообороте России составляет лишь 1,5 процента. А сам товарооборот - около 1,5-1,7 млрд. долл. по сравнению с 5,5 млрд. долл. в 1990 г. Но, повторяю, только до 2005 г. эта цифра будет более или менее сохраняться в данных пределах. Что касается экономического сотрудничества, то его с 1990 г. просто невозможно сравнивать. Одна только история со строительством АЭС в Куданкуламе чего стоит: еще немного и всю эту эпопею по продолжительности можно смело заносить в Книгу рекордов Гиннесса. В целом уровень сотрудничества для стратегических партнеров получается уж слишком низкий. Да и вообще определяется ли уровень стратегического партнерства лишь усиленным развитием военно-технического сотрудничества на фоне полного застоя в остальных сферах?

Сейчас из России в Индию идут всего четыре вида товаров (газетная бумага, черные и цветные металлы, удобрения), которые составляют 60, а иногда и больше процентов всего российского экспорта. А из Индии в Россию идут восемь групп товаров (чай, кофе, рис, орехи кэшью, другие сельхозпродукты, медикаменты), которые составляют 50 процентов индийского экспорта в Россию.

Индийские поставки осуществляются за счет рупийного долга, и Индия не заинтересована расширять список товаров за счет тех, за которые она получает твердую валюту. Вот и ответ на всю проблему: готова ли Россия после 2005 г. платить за индийский чай или рис американскими долларами? Готова ли Индия пойти на специфические валютно-финансовые отношения со своим стратегическим партнером? Вряд ли. В обоих случаях.

Что касается собственных возможностей Индии и потенциала ее диаспоры, то они не только не использованы, они еще даже не изучены. Однако мир сейчас стоит на пороге знакомства с реализацией этих потенциалов, судя по оценкам международных экспертов.

Так, к 2046 г. доход на душу населения в Индии (в ценах 1996-1997 гг.) достигнет 6200 долл. в год против нынешних 380 долл. При 7 процентах ежегодного роста в целом и 3,5 процента среднего роста продукции сельского хозяйства его доля в ВВП с нынешних 30 процентов упадет до 6 процентов. В ближайшее десятилетие Индия будет в состоянии привлекать ежегодно порядка 10 млрд. иностранных инвестиций и обгонит в этом Китай.

К 2047 г. Индия станет страной с современной открытой экономикой и войдет по этому показателю в двадцатку ведущих стран мира. Объем ее торговли будет равен 40 процентам ВВП и 5-7 процентам мировой торговли. Основной объем ее экспорта составит продукция сельского хозяйства, а также услуги, в том числе в таких областях, как программное обеспечение, консультации, аудит, медицина, образование. Уже к 2020 г. Индия превратится в страну, обладающую технологиями, ни в чем не уступающими самым современным мировым образцам. И как сделать так, чтобы все это принесло пользу России? То есть вариантов в этом плане множество, но кто их обдумывает?

Конечно, я намеренно сгущаю краски. Но ведь если не остановить процесс, набирающий силу в российско-индийских отношениях, сбудутся худшие прогнозы.

До недавнего времени полагали, что развитие ВТС с Индией потянет за собой другие сферы экономического сотрудничества, что позволит возродить былой уровень торгового и экономического взаимодействия между двумя дружественными странами, а теперь еще и стратегическими партнерами. Но после московской сессии КВТС вдруг стало ясно: нам как стране ничего не надо, кроме быстрых денег, никуда мы не стремимся, но очень хотим, чтобы все нас уважали, и обижаемся, когда этого не происходит. Вот Индии почему-то все надо: и космос исследовать, и текстиль, и лекарства проталкивать в Европу и в США, и быть лидером движения неприсоединения, и постоянным членом Совета безопасности в реформированной ООН и... много чего еще.

С некоторых пор складывается грустное впечатление, что и Индия поняла "новую роль России", которой ничего не нужно, но у которой можно купить то, в чем Индия нуждается, причем "по разумным ценам": прежде всего вооружение, "Сахалин-1"; пшеницу, как это ни странно, и предложить россиянам чай, кофе и орехи кэшью. А на большее рассчитывать - себе дороже.

Поэтому и возникла КВТС, которая неизбежно сменит традиционную Межправкомиссию, а последняя тихо уйдет в небытие после выплаты Индией рупийного долга России в 2005 г. Так один стратегический партнер и будет продавать другому стратегическому партнеру новейшие виды вооружений, которые для себя поставить не в состоянии. Хоть это хорошо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1446
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1648
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1761
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4067

Другие новости