0
1106
Газета В мире Интернет-версия

02.08.2001 00:00:00

Евросоюз может шантажировать Кипр

Сергей Меркулов

Об авторе: Сергей Меркулов, Николай Степанов - спецкоры РИА "Новости".

Тэги: христофиас, кипр, турция, ес


христофиас, кипр, турция, ес Киприоты до сих пор ищут родственников, пропавших во время турецкой интервенции.

-ГОСПОДИН Христофиас, июль-август стали мрачными месяцами в политическом календаре Кипра. 20 июля 1974 года началась десантная операция 40-тысячной турецкой армии против суверенной Республики Кипр, а к 16 августа того же года под контролем оккупантов находилось уже более 37 процентов территории страны. С той поры минуло 27 лет, однако Турция и сегодня отказывается выводить свои войска с острова. Каковы, по вашему мнению, перспективы кипрского урегулирования?

- К сожалению, могу сказать, что, несмотря на многочисленные резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, осуждающие агрессию Турции против независимой Республики Кипр, официальная Анкара игнорирует эти документы, определяющие основные принципы решения кипрской проблемы. Через своего ставленника Рауфа Денкташа, провозгласившего себя так называемым президентом никем не признанной (кроме Анкары) Турецкой Республики Северного Кипра, руководство Турции продолжает проводить курс на раздельное проживание двух национальных общин - греческой и турецкой. При этом обосновывается теория, что на Кипре проживали ранее не две общины (греки-киприоты и турки-киприоты), а два разных народа - греки и турки, которые имеют право на самоопределение. Общественному мнению навязывается мысль, что коль скоро эти народы имеют право на самоопределение, то они имеют право и на создание самостоятельных независимых государств.

В качестве первого шага на пути к кипрскому урегулированию лидер турок-киприотов Рауф Денкташ и официальная Анкара требуют признать факт создания на Кипре двух суверенных независимых государств, которые якобы должны создать конфедерацию. Но это рецепт по увековечиванию раскола на Кипре и абсолютно неприемлемо ни с политической, ни с практической точек зрения, равно как и с точки зрения международного права.

- Турция по-прежнему объясняет сохранение 40-тысячного контингента своих войск на Кипре необходимостью защиты турок-киприотов?

- Защита турок-киприотов, восстановление в стране конституционного порядка - все это лишь предлоги для оправдания июльского (1974 года) переворота на Кипре, когда греческая фашистская хунта пыталась свергнуть законно избранного президента архиепископа Макариоса. Турецкое руководство уверяло, что все турки-киприоты будут продолжать работать на своих рабочих местах и добросовестно выполнять конституционные обязанности.

Как известно, путч провалился, власть президента Макариоса была восстановлена. Но Анкара не позволила туркам-киприотам участвовать в работе конституционных органов власти.

С помощью силы и оружия Турцией была захвачена, напоминаю, третья часть территории суверенного государства - члена ООН. Свыше 200 тысяч греков-киприотов были изгнаны из своих домов в северной части Кипра, около 5 тысяч человек погибли, а почти 2 тысячи греков-киприотов до сих пор считаются пропавшими без вести. Кроме этого Анкара переселила на оккупированную часть Кипра более 70 тысяч жителей из материковой части Турции с целью изменить демографический характер не только турко-кипрской общины, но и всего населения на захваченной северной территории. Такова, к сожалению, нынешняя ситуация на Кипре.

- Кто, на ваш взгляд, мог бы реально повлиять на позицию Анкары в урегулировании конфликта?

- Полагаю, сегодня особенно должны были бы активизировать свои усилия прежде всего те, кто берет на себя смелость диктовать всему остальному миру новые правила поведения, новое международное право. Я имею в виду прежде всего Соединенные Штаты. Однако события в Югославии, Македонии, ряде других стран показывают весьма избирательный подход США. Применительно к Кипру вашингтонская администрация, по существу, покрывает несговорчивость своего стратегического партнера, каковым является Турция. Все ограничивается пустословием и благими пожеланиями типа "было бы хорошо, если бы┘". А от США, имеющих очень большое влияние на Турцию, в данной ситуации требуется одно - жестко потребовать от Анкары и ее марионетки Рауфа Денкташа выполнить решения ООН.

Весьма сожалею, но в настоящее время в том же русле действует и Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Разумеется, его усилия по проведению двусторонних непрямых мирных переговоров по кипрской проблеме желательны. Однако в рамках этих переговоров лидер турок-киприотов Денкташ всякий раз имеет возможность требовать, чтобы безоговорочно была принята его позиция - конфедерация и наличие на острове двух независимых государств.

По моему мнению, именно в этом кроется ошибка Генерального секретаря ООН, который давно должен был объяснить Денкташу и Анкаре, что на мирных переговорах в Нью-Йорке будет обсуждаться только вопрос о создании двухзональной двух-общинной федерации на основе принципов, ранее утвержденных Советом Безопасности ООН, - суверенитет, территориальная целостность, демилитаризация Кипра.

Наконец, одним из важнейших рычагов воздействия на Турцию является Европейский союз, заявку на вступление в который подала Анкара. Это создает для ЕС дополнительные возможности по оказанию давления на Турцию. Необходимо четко и недвусмысленно показать, что членство в Евросоюзе будет невозможно без предварительного вывода войск с оккупированной территории Республики Кипр, являющейся кандидатом первой очереди на прием в ЕС.

- Как вы оцениваете значение России в процессе кипрского урегулирования?

- Кипрский народ благодарен России. Если вспомнить историческую хронологию, с момента создания Республики Кипр Советский Союз, правопреемником которого стала Россия, был одной из первых стран мира, признавших нашу независимость. В истории суверенного Кипра не было, пожалуй, ни одного какого бы то ни было значительного момента, когда мы не ощущали на себе солидарность и помощь со стороны бывшего СССР. Только один пример. В своей борьбе против оккупантов небольшой кипрский народ опирается на многочисленные резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН в его поддержку. Решающую, я бы сказал авангардную, роль в их принятии сыграли Советский Союз и Движение неприсоединения. А сегодня эту роль взяла на себя Российская Федерация, продолжающая последовательно проводить принципиальную политику по кипрской проблеме.

Наше убеждение состоит в том, что сейчас Россия сможет играть более решающую роль как в кипрском урегулировании, так и на международной арене в целом. Это вытекает из позиции, которую занимают президент РФ Владимир Путин и все политические силы России. И в настоящее время киприоты продолжают опираться на солидарность российского народа. У нас очень много общих интересов, совпадающих подходов по различным международным проблемам.

Россия важна для Кипра, равно как и Кипр, являющийся стратегическим узлом в Средиземноморье, важен для России. Я горжусь, что был одним из тех, кто много боролся за развитие отношений между Кипром и СССР, а позднее - Кипром и Россией. Когда министром иностранных дел был Евгений Примаков, я много раз встречался с ним в качестве генерального секретаря ЦК АКЕЛ. Мы обменивались мнениями по проблеме кипрского урегулирования, обсуждали вопросы безопасности в регионе и мире в целом.

Я имел честь быть специальным посланником руководства Республики Кипр на переговорах с российскими официальными представителями, а после отставки Примакова неоднократно встречался с заместителями министра иностранных дел РФ, членами Совета безопасности России. По понятным причинам мы выступали и выступаем, разумеется, за более активную роль Российской Федерации в решении кипрской проблемы.

- Как вы полагаете, по какому из наиболее вероятных сценариев могут развиваться в ближайшее время события вокруг Кипра?

- Нам известно, что США сегодня активно работают через Генерального секретаря ООН по реализации комплексного решения кипрской проблемы. И вопрос состоит в том, будет ли это "комплексное решение" базироваться на принципах резолюций ООН по Кипру? Будут ли гарантированы равные права и свободы для греков-киприотов и турок-киприотов? Будет ли беженцам предоставлена возможность вернуться в свои дома, если они сделают такой выбор? Будет ли Кипр многонациональным суверенным государством с единой международной правосубъектностью и единым гражданством? Если все это будет гарантировано, то, уверен, мы найдем решение, отвечающее нашим устремлениям.

К сожалению, в настоящее время предпринимается попытка провести в качестве "комплексного решения" некий серединный вариант между федерацией и конфедерацией, удовлетворяющий требованиям Турции. И тогда накануне вступления в Евросоюз греко-кипрской стороне могут сказать: "Соглашайтесь на предлагаемый компромиссный вариант урегулирования, и Кипр примут в ЕС". А это не что иное, как шантаж. В этом случае мы будем стоять перед дилеммой. А такой сценарий весьма вероятен.

Если хотите знать мою позицию, то для меня лично вступление в ЕС не является самоцелью. Гораздо важнее суверенитет и территориальная целостность Республики Кипр, соблюдение прав человека, свобода для всех киприотов. Надеюсь, эти основополагающие принципы урегулирования не будут принесены в жертву при вступлении в ЕС.

- Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

- Я вырос в бедной рабочей семье. Мой отец был простым строителем. Мы жили в Кирении, оккупированной сегодня турками. С малых лет я вынужден был работать. Одновременно ходил в школу, учился. Вероятно, этим во многом объясняется мой интерес к социалистической идеологии. Сегодня на Кипре представители партии АКЕЛ стремятся воплотить в жизнь определенные социалистические принципы. Конечно, не все удается, но есть и успехи. Важно, что мы действуем вместе с народом, а не от его имени.

В 1969-1974 годах я учился в Советском Союзе, в партийной школе и Академии общественных наук. На мой взгляд, в те годы СССР активно развивался, а народ был полон энтузиазма. Я думал, что вот-вот будут предприняты шаги к демократизации общества, к воплощению достижений науки и техники в производстве. Но этому не суждено было сбыться. Последовал застой. Уже находясь на Кипре, я наблюдал за начавшейся в СССР перестройкой, которая, конечно же, была необходима. Но нужно было перестраивать социализм, а не ломать всю страну. Согласен, демократии и свобод нужно было больше, поскольку это сущность социализма. Только идти нужно было постепенно, а не переходить от ограниченной демократии к неограниченной анархии. К сожалению, именно так и произошло. Дезорганизация общества, я считаю, - основная причина того, что Советский Союз перестал существовать.

Я люблю вашу страну, в которой прожил очень хороший период своей жизни. Кстати, там я встретил свою будущую жену. Она тоже киприотка, но с юга, из Лимасола. Моя первая дочь (сейчас она учительница) родилась в Москве. За 40 дней до переворота мы вернулись на Кипр, в Кирению. Вместе с маленьким ребенком на руках мы вынуждены были бежать, когда началась турецкая оккупация. Вторая дочь (сейчас актриса) родилась в 1977 году. Младшему сыну, Христо, 18 лет, и он собирается служить в армии. От старшей дочери у нас есть внучка. Это, я вам скажу, радость, настоящая отдушина от каждодневных забот. Если хотите, это мое увлечение сегодня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1504
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1712
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1817
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4154

Другие новости