0
985
Газета В мире Интернет-версия

17.08.2001 00:00:00

Новые горизонты Блэра

Тэги: блэр, великобритания


ПРЕМЬЕР-МИНИСТР Великобритании Тони Блэр, самый молодой глава британского правительства с 1812 года, в июне второй раз подряд привел свою партию к победе на парламентских выборах в Соединенном Королевстве, обеспечив лейбористам 62,7% мандатов в Палате общин. Главной причиной такого триумфа стала высокая оценка избирателями того курса реформ, который лейбористы под руководством Блэра проводят с 1997 года, преобразуя традиционное государство, модернизируя его структуру и функции.

По существу, этот проект всеобъемлющей модернизации страны развивает разработанную лейбористами концепцию "третьего пути", которую Блэр выдвинул в 1998 году как рецепт "модернизации социал-демократии в меняющемся мире". В соответствии с этой концепцией строительство стабильного, процветающего, открытого общества требует сочетания ориентиров как левого, так и правого ("третий путь"). За последние четыре года лейбористам удалось добиться заметных успехов в поддержании динамизма британской экономики, повышении уровня жизни и социальной защищенности народа, разрядке узлов напряженности в обществе, укреплении влияния страны на международной арене.

Правда, в последней избирательной кампании сам ярлык "третий путь" (как, кстати, и "социал-демократия") больше не употреблялся, однако поиски оптимального совмещения идеалов социальной справедливости, демократии, индивидуальной свободы и рыночных механизмов, судя по всему, остаются определяющими векторами "радикальной программы британского обновления".

Стратегическим приоритетом остается при этом обеспечение стабильного развития экономики с акцентом на повышение уровня образованности и профессиональной квалификации трудящихся, на обновление технологии и рост гибкости механизмов управления.

В ряд главных задач на ближайшее время выдвигаются и реформирование "общественных служб" (государственные и муниципальные органы здравоохранения, образования, коммунального хозяйства, транспорта, полиции), и перестройка "государства благосостояния", т.е. систем соцобеспечения по принципу "работа для тех, кто может трудиться, забота о тех, кто не может". Особо отмечается необходимость реформирования структуры органов самоуправления по принципу "сочетания полномочий и ответственности", налаживания здоровых межрасовых отношений и совершенствования охраны общественного порядка.

В итоге возникает эскиз "общества стабильной экономики, где упорный труд вознаграждается растущим жизненным уровнем, где каждый получает образование и медицинское обслуживание мирового класса, может наслаждаться достойной старостью, чувствовать себя в безопасности в сильной общине, гордиться тем, что он британец".

Лейбористы, которых и так упрекают в увлечении дирижистскими методами руководства, ущемляющими, мол, традиционные британские свободы, не могли не подтвердить свое намерение не ослаблять внимания к проблеме бюрократизации - от принятия специальных кодексов поведения чиновников, в т.ч. высших должностных лиц, до внедрения Интернета так, чтобы к 2005 году в режиме так называемого "e-Government", смогло функционировать 100% государственных учреждений. Линия на децентрализацию предполагает передачу дополнительных полномочий на низшие уровни аппарата, а также партнерство с автономными властями Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса. В общей форме заявлено о стремлении продолжить реформу Палаты лордов, хотя другие аспекты конституционной реформы (реформы избирательной системы и Палаты общин, автономизация собственно английских регионов) пока остались в тени.

Уточняя роль правительства в реформах, Блэр указал, что Британии "нужно государство активное, но дающее людям возможности, а не состоящее при них нянькой; государство, которое делало бы дело вместе с людьми, а не вместо них".

Одним из методов умерения дирижистских аппетитов чиновничества считается расширение отношений партнерства государства с частным сектором. Примечательно, однако, что налаживание такого партнерства, непросто складывавшегося и у предыдущего лейбористского правительства, стало источником первого политического кризиса, с которым новый кабинет столкнулся уже во вторую неделю своего существования. Речь идет о волне протестов, которую подняли в парламенте и в СМИ представители левого крыла лейбористской партии и профсоюзов по поводу намерений правительства расширить привлечение частного сектора к реформированию Национальной службы здоровья - бесплатной системы медицинского обслуживания, введенной еще в 1948 году и неизменно рассматриваемой ревнителями ортодоксии как оплот истинно социалистических ценностей. Реагируя на такую критику, сам Блэр уже заявил, что ссориться с профсоюзами не намерен. Министр же здравоохранения Милберн разъяснил, что приоритет государственного сектора в любом случае будет сохранен, а медицинское обслуживание для всех пациентов останется бесплатным.

На международной арене новое лейбористское правительство намерено продолжить курс на всемерное использование глобализации для "возвращения Великобритании ведущего места в мире". Под этим подразумевается, очевидно, дальнейшая активизация участия страны в международном общении, прежде всего с целью расширения экспорта британских товаров, услуг и капиталов.

Выступая в парламенте, новый министр иностранных дел Джек Стро обещал использовать влияние Лондона в мире, чтобы "помогать противостоянию тирании, угнетению, нищете, конфликтам и людским страданиям". Обещая поощрять повсеместное соблюдение прав человека и поддерживать "тех, кому отказали в их соблюдении". Вместе с тем новый кабинет не спешит уточнять, какими именно методами он намерен поддерживать свои идеологические пристрастия на международной арене и таким образом оставляет за собой определенную свободу рук, которая, как известно, уже не раз (например, на Балканах и в Ираке) приводила Лондон к трениям с Москвой и Пекином.

Основой национальной безопасности Великобритании по-прежнему считается взаимная поддержка, которую обеспечивают друг другу члены НАТО. В тоже время будет продолжено совершенствование - "в ответ на вызовы, возникающие в мире после холодной войны" - и собственно британских вооруженных сил, "лучших вооруженных сил в мире". Сохраняют свое значение британские силы "минимального ядерного сдерживания" в опоре на американские баллистические ракеты на подводных лодках "Трайдент". С другой стороны, Лондон поддерживает Договор о нераспространении ядерного оружия и Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия, подталкивает США и Россия к дальнейшему сокращению своих ядерных запасов.

В этой обстановке стратегической задачей лейбористов остается укрепление тесного союза Соединенного Королевства с США на основе культурной и идеологической близости. Кабинет пока уходит от однозначной поддержки новейших американских планов создания национальной противоракетной обороны. В Лондоне согласны с тезисом Вашингтона о необходимости думать над способами парирования новых угроз безопасности, но настаивают, чтобы американская сторона консультировалась при этом со своими союзниками, а также с другими ведущими государствами, в первую очередь с Россией.

Другой пример британского посредничества - стремление Лондона играть роль балансера между США и Европейским союзом. В ЕС лейбористы добиваются для Великобритании лидирующей роли, хотя не собираются пока менять своего осторожного подхода к углублению европейской интеграции. С одной стороны, в Лондоне не просто рассчитывают на существенное усиление способности ЕС выступать в качестве мощного центра политического, экономического и культурного влияния в мире, но и надеются сыграть в этом усилении лидирующую роль. С другой стороны, кабинет выступает против превращения Евросоюза в федеративное государство, своего рода "Соединенные Штаты Европы", и объявил, что Соединенное Королевство сохранит право вето на "ключевые вопросы национального суверенитета, такие как налоги и контроль на границах". Сдержанным остается в Лондоне подход к участию в единой европейской валюте "евро": кабинет, кажется, не собирается проводить референдум о присоединении Соединенного Королевства к этой валюте в ближайшее время.

Наконец, важнейшим направлением деятельности британского правительства остается участие в решении глобальных проблем: в профилактике и регулировании конфликтов, контроле за распространением оружия массового уничтожения, борьбе с терроризмом, наркотрафиком и другими видами организованной преступности, охране природы. В частности, обещано строго выполнять обязательства по протоколу Киото. Лондон - за возобновление всемирных торговых переговоров и, кстати, за прием в ВТО России.

В борьбе с "позором глобальной нищеты" британцы хотят "заставить глобализацию лучше работать на бедных всего мира". Сама Великобритания предполагает увеличить свою помощь на нужды развития к 2003-2004 годам до 0,33% своего ВНП, до 3,6 млрд. фунтов.

Описанные подходы нового британского правительства к реформированию внутренней и консолидации внешней политики Соединенного Королевства делают его, как представляется, важным, хотя и непростым, партнером для российского правительства. Собственно говоря, база для развития такого партнерства уже заложена: Великобритания входит в первую пятерку экономических партнеров нашей страны, оказывает ей немалую помощь по самым разным направлениям - от подготовки управленческих кадров и переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас, до утилизации ядерного топлива с подводных лодок нашего Северного флота. Еще в прошлое свое премьерство Блэр стал первым лидером натовской страны, установившим личный контакт с президентом Путиным и решительно поддержавшим проводимые им преобразования. 21 ноября 2000 года, в период их очередного (пятого в течение одного года!) свидания, Блэр заявил корреспонденту Би-би-си в Москве: "Наше дело - помочь процессу преобразований в России, а не просто сидеть в сторонке и подавать советы, как быть в ситуации, неизмеримо более сложной, чем все, с чем приходится сталкиваться нам... я думаю, то, что делает Путин, - правильно и для России, и для внешнего мира, и поэтому важно, чтобы мы были рядом, помогая ему в этом".

Владимир Владимирович тоже явно остался доволен. 22 ноября 2000 года он сообщил на пресс-конференции в Москве, что для него встречи и переговоры с премьер-министром Великобритании вообще приобрели характер "неформальных встреч и бесед с человеком, весьма информированным, компетентным и приятным во всех отношениях".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1332
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1272
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1508
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1241

Другие новости