0
1082
Газета В мире Интернет-версия

20.11.2001 00:00:00

Партнеры далекие, но интересные

Карэн Хачатуров

Об авторе: Валерий Иванович Морозов - директор Латиноамериканского департамента МИД РФ, Чрезвычайный и Полномочный Посол. Карэн Арменович Хачатуров - председатель Российского комитета сотрудничества с Латинской Америкой, профессор.

Тэги: россия, политика, латиноамериканские, страны


В многовекторной внешней политике России перспективным направлением становится латиноамериканское. Для такой оценки есть веские основания. Государства Латинской Америки и Карибского бассейна, нередко именуемые новыми индустриальными (Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили, Колумбия, Венесуэла), демонстрируют в последнее десятилетие высокие темпы экономического развития, диверсификацию связей, особенно со странами ЕС и Азиатско-Тихоокеанского региона. Другой фактор - политическая стабильность. Впервые в бурной истории Латиноамериканского региона там повсеместно правят конституционные гражданские режимы. Нелишне упомянуть, что процессы демократического обновления и в России, и в Латинской Америке совпали по времени. Было бы, однако, неверно считать, что наши отношения начинаются с нуля, у них - давнее и поучительное прошлое.

Конструктивный политический диалог

Государства Латинской Америки в числе первых признали Российскую Федерацию продолжательницей Советского Союза. После некоторой паузы начался плодотворный политический диалог в целях восстановления и расширения позиций России в Латинской Америке с главной составляющей - экономической. Достигнуто взаимопонимание по большинству вопросов как двусторонних связей, так и подходов к ключевым вопросам современности в направлении формирования многополюсного мира.

Исчезли "белые пятна" в географии дипломатических отношений, их Россия поддерживает с 28 из 33 латиноамериканских и карибских государств, причем в 17 их столицах действуют наши посольства (в Москве соответственно - 15 латиноамериканских), еще в 11 странах российские послы аккредитованы по совместительству.

Эффективность политического диалога во многом определяют межгосударственные контакты. Официальные визиты нанесли в Россию президенты Чили (1993 г.), Аргентины (1998 г.), Венесуэлы (2001 г.), министры иностранных дел большинства латиноамериканских стран. В начале следующего года намечен официальный визит президента Бразилии.

Этапным стал официальный визит на Кубу российского президента Владимира Путина (декабрь 2000 г.). В Совместном заявлении обе стороны фиксируют совпадение оценок основных проблем современности, включая приоритет принципов международного права. Особое влияние было обращено на строгое соблюдение таких положений Устава ООН, как суверенитет, самоопределение, невмешательство, независимость и территориальная целостность государств. Как реликт холодной войны осуждена не разделяемая мировым сообществом односторонняя экономическая блокада Кубы.

Важный импульс взаимодействию с латиноамериканцами придали личные контакты Владимира Путина на международных форумах, прежде всего в рамках ООН и АТЭС. В формате многосторонних и двусторонних связей министр иностранных дел Игорь Иванов осуществляет взаимодействие с латиноамериканскими коллегами по широкому кругу проблем в интересах обеспечения в мире стратегической стабильности, включая роль ООН и его Совета Безопасности. Этот вопрос наряду с двусторонними связями - в формате официальных визитов министров иностранных дел Евгения Примакова в Мексику, на Кубу и в Венесуэлу (май 1996 г.), Бразилию, Аргентину, Колумбию, Коста-Рику (ноябрь 1997 г.) и Игоря Иванова на Кубу (сентябрь 1999 г.). Регулярными стали межмидовские политические консультации. Действует российско-бразильская Комиссия высокого уровня, ранее подобные структуры были созданы в отношениях России лишь с Францией, КНР и Украиной.

Российской идее многополярности, признания главенствующей роли ООН в мировых делах близка латиноамериканская концепция "мультилатерализма", решительное неприятие одностороннего применения силы в форме "гуманитарных интервенций".

Содержание политического диалога на двустороннем и многостороннем уровнях - международная и региональная безопасность, региональные конфликты, ситуация вокруг Кубы, борьба с наркобизнесом и терроризмом. Последнее приобретает особую остроту после трагических событий 11 сентября. Широкая общественность латиноамериканских стран, решительно осудив предпринятый против США теракт, в то же время высказывает озабоченность угрозой безадресных ответных мер в глобальном измерении.

Правовая база наших двусторонних связей - это в первую очередь договоры об основах отношений и декларации "нового поколения", подписанные с большинством латиноамериканских государств. Новая сфера диалога - обмен мнениями о ситуации на мировом рынке нефти и анализ социальных проблем глобализации, равно как взаимодействие с региональными организациями.

Россия в 1992 г. получила статус постоянного наблюдателя при ОАГ и предметно сотрудничает с этим главным региональным объединением в Западном полушарии и его специализированными органами. Один пример. Руководство Межамериканской комиссии по контролю за злоупотреблением наркотиками (СИКАД) проявляет заинтересованность в сотрудничестве с российскими организациями в реализации проекта GLEAM по выявлению аэрокосмическими методами и уничтожению наркопосевов в странах Западного полушария. Недавно в Москве состоялась презентация российских возможностей в этой сфере.

Новое направление - сотрудничество, прежде всего в рамках ООН, с наиболее авторитетным латиноамериканским политическим объединением - Группой Рио. С ее координационной "тройкой" достигнута договоренность о создании механизма регулярных консультаций, открытых для участия других членов Группы Рио и СНГ. Недавно в связи с 15-й годовщиной учреждения Группы Рио Владимир Путин обратился с посланием, в котором выразил заинтересованность в углублении диалога с этой организацией. Налаживается диалог с Ибероамериканским форумом, с МЕРКОСУР, Андским сообществом, Ассоциацией карибских государств, Латиноамериканской ассоциацией интеграции.

Руководство и России, и стран Латинской Америки высоко оценивает достигнутый уровень политического взаимодействия. Самое узкое место - сфера торгово-экономических и научно-технических связей. Между тем степень их развития - основной критерий сегодня в оценке как Россией, так и латиноамериканскими странами состояния и перспектив наших отношений в целом.

Потенциал экономического

сотрудничества

Более года назад в "НГ" состоялся круглый стол, материалы которого были опубликованы под красноречивым заголовком "Россия - Латинская Америка: отношения прекрасные, но┘" ("Дипкурьер НГ", 1.06.2000 г.). Противительный союз отражает взаимную неудовлетворенность медленным сокращением разрыва между уровнем отношений политических и экономических.

Существующий объем торгово-экономических связей не соответствует потенциалу сторон. Объем товарооборота с учетом реэкспортных операций в последние годы держится на уровне 3-4 млрд. долл. По данным на 2000 г., наиболее крупная торговля у России с Кубой - 900 млн. долл., Бразилией - 700 млн., Мексикой - 300 млн., Эквадором - 206 млн., Аргентиной - 160 млн. Доля России - всего около 2,5% товарооборота этих стран, кроме Кубы. Коммерческие сделки с латиноамериканскими партнерами реализуются, как правило, частными структурами и не носят планового характера, что объясняет колебания показателей совокупного объема товарооборота.

Основные статьи российского экспорта на латиноамериканском рынке - металл и металлопродукция, минеральные и химические удобрения, нефтепродукты; импорта - сахар, цитрусовые, бананы, другие тропические фрукты, фруктовые концентраты, кофе, какао, ряд продовольственных товаров, цветы.

Окончание холодной войны и деидеологизация нашей внешней политики позволили осуществить качественный прорыв в политических отношениях. Этих факторов для адекватного развития экономических связей недостаточно. Дело не в отдаленности Латинской Америки от России, этот расхожий довод опровергает поступательный рост многопрофильного экономического взаимодействия Латинской Америки со странами - участницами ЕС и государствами АТР.

В последнее десятилетие в связи с ограниченным объемом государственного кредитования внешнеэкономической деятельности существенно сократилось участие России в крупных проектах. Утрата механизмов государственного регулирования не сопровождалась появлением на экономическом поле и у нас, и у них тяжеловесов, играющих по правилам рыночных отношений. Справедливости ради сказанное относится не только к нашим отношениям с Латинской Америкой. Свою пассивность латиноамериканские предприниматели мотивируют стандартными аргументами - общая нестабильность в России с повышенной зоной риска для бизнеса, отсутствие надлежащей законодательной базы, нужда самих латиноамериканских стран в зарубежных инвестициях: в 1998 г. - 70 млрд. долл., но в 2000 г. - 52 млрд., что объясняется финансовыми кризисами в регионе и за его пределами.

Просчеты с нашей стороны очевидны: недостаточна диверсификация сотрудничества, отсутствует эффективный финансовый механизм, в частности взаимные гарантии инвестиций. Серьезный недостаток торговых связей - узость номенклатуры наших экспортных позиций. Основная часть российского экспорта базируется на поставках сырья и полуфабрикатов. Слабость такого положения дел становится заметной, к примеру, при анализе влияния антидемпинговых мер на объем экспорта российской металлопродукции: поставки металла сократились, а в некоторые страны были вовсе прекращены.

Вместе с тем существует потенциал для роста объема торгово-экономических связей с Латинской Америкой. Речь прежде всего идет о продвижении на рынок этого региона отечественной продукции машиностроения и высоких технологий, взаимодействии в аэрокосмической области, нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, в сфере мирного атома, энергетике, развитии транспортной инфраструктуры, информатике. Существует потенциал для расширения сотрудничества в области освоения космоса.

Имеются реальные предпосылки для осуществления совместных проектов. Например, АО "Энергомашэкспорт" произвело поставку оборудования, его установку и пусконаладочные работы на ГЭС в Колумбии; завершило ремонтные работы на одной ТЭС и заключило контракты на поставку оборудования и ремонт другой - в Аргентине. Начата сборка легковых автомобилей вазовской модели "Нива" на мощностях эквадорского автозавода.

Во внешнеэкономических связях России с Латинской Америкой обозначиваются новые перспективные тенденции. Интерес к работе на латиноамериканском рынке начали проявлять крупные российские компании ("Альфа-Групп", "Менатеп", "Вим-Биль-Данн"). Российские предприниматели пытаются закрепиться на инвестиционных рынках Эквадора, Чили, Перу, Гайаны. В ряде стран открыты представительства российских компаний и банков. Взаимовыгодные кооперационные связи с латиноамериканскими партнерами налаживают непосредственно Татарстан, Москва, Саратовская область, Санкт-Петербург, Калининград, Удмуртия.

Инструменты активизации связей - смешанные межправительственные комиссии с Аргентиной, Колумбией, Кубой, Мексикой (в процессе создания - с Венесуэлой и Чили); подписанные с большинством латиноамериканских стран соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, а также соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, научно-техническом сотрудничестве, сотрудничестве в культурной области, в исследовании и использовании космического пространства. Важную роль в стимулировании взаимной торговли призван играть созданный в 1998 г. Национальный комитет содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки.

На многосторонней основе

Новое направление - экономическое сотрудничество со странами Латинской Америки на многосторонней основе с учетом, что в последние годы этот регион стал самой динамичной в мире зоной интеграционных процессов. Созданные на континенте объединения характеризуются многовариантностью по формам организации, масштабам и степени продвинутости в области интеграционного строительства. С одной стороны, это обладающие крупным экономическим потенциалом и представляющие общие рыночные пространства группировки, такие, как НАФТА, МЕРКОСУР, Андское сообщество. С другой - объединения менее развитых стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В ближайшие годы предполагается задействовать Межамериканскую зону свободной торговли от Аляски до Патагонии.

Образованный 10 лет назад крупнейший общий рынок стран Южной Америки - МЕРКОСУР представляет интерес для России в качестве перспективного пространства для реализации собственных торгово-экономических интересов, а также освоения опыта интеграционного строительства, многие элементы которого могли бы найти практическое применение в СНГ. Инициатива МИД России нашла поддержку в МЕРКОСУР. Достигнуты договоренности о сотрудничестве в финансовой, экономической и технической областях, конкретно - в совместном отслеживании важнейших проблем глобализации, международной торговой системы, взаимном стимулировании деловых кругов в освоении рынков друг друга, в возможном налаживании диалога как на правительственном, так и на парламентском уровнях.

Развиваются связи с Андским сообществом, недавно Россия подписала с этим старейшим в Латинской Америке интеграционным объединением протокол о создании механизма политического диалога и сотрудничества. Дополнительные возможности для интенсификации торгово-экономических связей открывает вступление России в АТЭС. Тихий океан омывает берега 11 латиноамериканских государств и может стать самым коротким мостом, связывающим Россию с Западным полушарием.

Ситуация в России в последнее время - поступательный рост экономики, укрепление роли государства в сочетании с мерами, прежде всего законодательными, по развитию цивилизованного рынка, повышение авторитета за рубежом - дает основание прогнозировать благоприятную перспективу развития всего комплекса отношений с Латинской Америкой, ставшей одним из центров силы в современном мире.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
1115
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
2067
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
1731
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
1437

Другие новости