СБ ООН расколот. США согласились продлить истекший 30 июня мандат миссии ООН в Боснии (MINUBH) лишь на 72 часа, то есть до среды. Вашингтон грозит заблокировать боснийскую миссию, поскольку другие члены СБ отказались пойти навстречу США и предоставить американским миротворцам иммунитет от преследования в Международном уголовном суде (МУСе), который вчера официально начал свою деятельность. Вашингтон опасается, что его военнослужащие или чиновники за какие-либо свои деяния, совершенные на территории других стран, могут оказаться на скамье подсудимых в МУСе. В связи с этим в памяти сразу всплывают натовские бомбардировки 1999 года в Югославии.
Когда в 1998 г. под решением о создании суда ставил подпись тогда еще находившийся у власти Билл Клинтон, он заранее был уверен, что дальше конгресса этот вопрос не пройдет. Так и произошло. Джордж Буш снял подпись президента США под документами о создании МУСа вскоре после прихода в Белый дом.
Хотя новый суд возник на основе решения римской конференции стран - членов ООН в 1998 г., он не входит в сферу влияния этой организации, а является полностью независимым международным институтом, как это и предполагалось инициативой ряда неправительственных организаций, стоявших у истоков данной идеи.
Постоянным местом пребывания МУСа будет Гаага, где уже размещаются Международный суд ООН и Международный трибунал по бывшей Югославии. В отличие от них МУС будет рассматривать преступления, совершенные уже после его возникновения, то есть после 1 июля 2002 г. Максимальное наказание, предусмотренное уставом МУСа, - пожизненное заключение. Предполагается, что суд будет рассматривать такие дела политиков, военных и полицейских, которые не нашли своего решения или по каким-либо причинам вообще не расследовались в странах проживания виновных или по месту совершения ими преступлений. В состав суда войдут 18 судей из 18 стран, при этом каждый назначается на 9-летний срок.
Наивно было бы ожидать, что судьи МУСа тут же начнут рассмотрение первых дел. На этой неделе начинается лишь создание административных органов нового учреждения, подбираются кандидатуры судей, уточняются статус и полномочия суда. Предполагается, что в полную силу МУС начнет действовать в первой половине 2003 г.
Условием начала деятельности МУСа была ратификация соответствующих документов по крайней мере 60 государствами из 120, подписавших Римский договор о создании суда. К 1 июля ратификационные грамоты сдали представители 69 стран. В их число помимо США не входят Россия, Китай и ряд развивающихся государств. Большинство европейских стран намерено активно сотрудничать с МУСом.
Инициаторы создания Международного уголовного суда полагают, что, несмотря на все первичные трудности, он не только может стать действенным репрессивным институтом, но и сыграет определенную превентивную роль, отваживая и высокопоставленных политиков, и рядовых военнослужащих от преступных деяний. В открытом письме генсеку ООН, которое направили на днях члены Коалиции за создание МУСа, высказывается предупреждение против позиции США, которая фактически ставит членов международных миссий над законом даже в случаях совершения ими уголовных преступлений.
О том, что сотрудники международных учреждений, действующие в составе миссий в различных странах, - отнюдь не агнцы, свидетельствует недавняя история с педофилами среди персонала ООН, занятого в ряде африканских стран, а также самые свежие факты, выявленные в уже упоминавшейся Боснии и Герцеговине.
В этой стране до середины 1990-х гг. практически не существовало самого понятия проституции. Этот промысел появился здесь лишь после кровопролитной гражданской войны, когда контроль над ситуацией в стране фактически взяла на себя ООН. Буквально на днях в конгрессе США давали показания двое американских военнослужащих, служивших в БиГ, а также сотрудники известной правозащитной организации Human Rights Watch. По их словам, зачастую именно те люди, которые призваны поддерживать порядок в молодой стране, замешаны в торговле живым товаром и в создании притонов.
Товар, с которым они работают, - молодые женщины, порой девочки подросткового возраста, под разными предлогами вывезенные сюда из Молдавии, Болгарии, Румынии, Украины, Вьетнама и других стран. Среди тех, кто участвует в этом современном виде работорговли, есть и сотрудники миссии ООН. Именно благодаря им и их связям в боснийской администрации всех рангов главарям преступного промысла годами удается избегать местного правосудия, кстати, тоже полностью контролируемого представителями ООН. Возможно, что лишь теперь, с созданием Международного уголовного суда, ниточки расследований не будут рваться в самом начале, как это происходило в Боснии до сих пор.