0
1228
Газета В мире Интернет-версия

12.11.2002 00:00:00

Ядерная неопределенность

Тэги: пхеньян, сша, диалог


В Пхеньяне на днях побывал известный американский кореевед посол Дональд Грег. Там ему было заявлено, что руководство КНДР исходит из того, что рамочное соглашение с США от 1994 года, предполагающее отказ Северной Кореи от ядерной программы в обмен на строительство Западом двух АЭС, продолжает действовать, хотя и "висит на волоске". Тем самым Пхеньян подтвердил, что он не нарушает свои обязательства и что не ведет работ по созданию ядерного оружия. Однако, по имеющейся информации, персонал, занятый на строительстве АЭС в рамках программы КЕДО, получил команду готовиться к выезду из КНДР. Складывается впечатление, что в столицах главных стран - участниц данного проекта (США, РК, Япония) не заинтересованы в выяснении истины относительно ядерной проблемы.

Как утверждают американцы, Северная Корея активизировала свою программу по обогащению урана еще несколько лет назад. Но американцы и раньше знали, что Северная Корея обладает плутонием, достаточным для производства одной-двух атомных бомб. То есть в последние недели не появилось ничего нового, что меняло бы в глазах Вашингтона оценку стратегической ситуации на Корейском полуострове и в СВА.

Почему же копья вокруг ядерной программы КНДР США начали ломать именно сейчас? Скорее всего эта карта придерживалась до того момента, когда ее можно будет пустить в ход, чтобы обеспечить американское доминирование в корейских делах. К тому же администрация Буша, особенно ее ястребиное крыло, уже давно намеревалась отказаться от реализации соглашения с КНДР от 1994 года. Более того, создается впечатление, что с самого начала сооружение реакторов в Северной Корее не входило в планы США - там все эти годы ждали краха режима после смерти Ким Ир Сена.

Целью октябрьской поездки Джеймса Келли в Пхеньян как раз и было создание предлога для выхода США из рамочного соглашения и дальнейшей дискредитации этой страны "оси зла". А попутно - осадить Японию и Южную Корею в их авансах Пхеньяну, блокировать дальнейшее сближение КНДР с Россией и Китаем. Все это произошло бы независимо от признаний или категорических отрицаний КНДР наличия секретной ядерной программы.

Доказать наличие ядерной программы, нарушающей рамочное соглашение, невозможно, и похоже, что все, что имеется у американцев, это сведения о поставках Пакистаном и, возможно, Ираном некоторого количества урана и некоторых компонентов соответствующего оборудования в КНДР.

Однако вне зависимости от того, в чем же заключается истина, последствия американского давления уже налицо. Провалом закончились недавние корейско-японские переговоры о нормализации отношений. Японцы выдвинули в их центр ядерный вопрос, который Пхеньян готов решить только с США в обмен на гарантии безопасности (Япония, понятно, таковых предоставить не может). С другой стороны, японцы получили возможность не выполнять свою часть обязательств по Пхеньянской декларации и отложить на неопределенное будущее предоставление экономической помощи Северной Кореи.

Сейчас важно не загонять Пхеньян в угол, сохраняя открытыми каналы диалога с ним. Это в равной степени касается как диалога между США и КНДР, так и диалога всех стран с Пхеньяном. России, очевидно, следует выступить в нем посредником, используя свои укрепившиеся связи с Пхеньяном. Понятно, что Россия за сохранение режима нераспространения и безъядерный статус Корейского полуострова. Но Россия не должна допустить и изоляции Северной Кореи.

Международную коалицию против КНДР сколотить вряд ли удастся: в обоснованности доводов Вашингтона сомневаются даже его ближайшие союзники, не говоря уже о Китае и России. В этой ситуации Вашингтону ничего не остается делать, как без конца повторять, что ядерная программа КНДР - дело доказанное, а потому необходима международная изоляция режима Ким Чен Ира. В этом варианте США постараются связать руки своим союзникам - Южной Корее и Японии - в плане развития диалога с Северной Кореей и оказания ей помощи. По большому счету ни одной проблемы это не решает. К тому же остается риск того, что северокорейцы пойдут на обострение: скажем, отменят свой мораторий на испытания баллистических ракет, способных достигать территории США.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Когда работа вдохновляет на добрые дела

Когда работа вдохновляет на добрые дела

Владимир Полканов

Корпоративное волонтерство РУСАЛа в действии

0
301
Помощнику президента России Владимиру Мединскому – 55 лет

Помощнику президента России Владимиру Мединскому – 55 лет

0
1338
Перестановки в правительстве Украины продиктованы возможными выборами

Перестановки в правительстве Украины продиктованы возможными выборами

Наталья Приходко

Верховная рада поддержала нового премьера

0
1641
"Единая Россия" пропустит ЛДПР на выборы

"Единая Россия" пропустит ЛДПР на выборы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Три парламентские партии ждут проблем во второй половине кампании

0
1501

Другие новости