Иран и МАГАТЭ провели вчера очередной раунд переговоров, призванных устранить подозрения в отношении иранской ядерной программы. Свидетельств, указывающих на ее военный характер, по-прежнему не обнаружено. Об этом накануне заявил глава агентства Мохамед Эль Барадей. Такой вывод, однако, противоречит политике США, продолжающих наращивать давление на Исламскую Республику.
Основной темой переговоров, которые в понедельник в Тегеране провели заместитель гендиректора МАГАТЭ Олли Хейнонен и замсекретаря Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Джавад Ваиди, стала разработка центрифуг, способных обогащать уран до оружейного уровня. Накануне Эль Барадей отметил, что даже «если иранцы действительно работают над созданием ядерного оружия, то им на это потребуется еще как минимум несколько лет». Выступая в минувшее воскресенье с интервью телеканалу Си-эн-эн, он подчеркнул, что МАГАТЭ пока «не получило какой-либо информации о наличии параллельной военной ядерной программы» у Тегерана.
По словам гендиректора агентства, угрозы в отношении Тегерана негативно сказываются на попытках найти выход из кризиса, а «о применении силы можно говорить лишь после того, как будут исчерпаны возможности дипломатии». Реплики Эль Барадея прозвучали на фоне ужесточения риторики Белого дома в отношении Исламской Республики. В последнее время президент США Джордж Буш и его заместитель Дик Чейни все чаще предупреждают о «третьей мировой войне» и «серьезных последствиях» для Тегерана, если тот не прекратит обогащение урана.
Эти высказывания, а также недавно введенные Вашингтоном в одностороннем порядке новые санкции против Ирана дали повод некоторым аналитикам провести параллели с подготовкой к вторжению США в Ирак в 2003 году. В администрации Буша такие аллюзии, естественно, отрицают. «Мы полностью привержены дипломатическому процессу», – заявил официальный представитель Белого дома Тони Фратто, заметив, впрочем, что снимать с повестки дня силовой вариант было бы «неразумно».
С критикой политики США уже выступила и Москва. В рамках недавно прошедшего в Португалии саммита Россия–ЕС президент РФ Владимир Путин предупредил, что подобная тактика может лишь ухудшить ситуацию. Напомним, Путин недавно побывал в Тегеране, где обсудил иранскую ядерную программу лично с верховным лидером Исламской Республики аятоллой Али Хаменеи. По итогам этих переговоров бывший главный переговорщик Ирана Али Лариджани намекнул, что российский президент выступил с неким предложением по разрешению иранского досье, которое руководство страны готово рассматривать.
Данное сообщение породило немало спекуляций в мировых СМИ. В частности, влиятельное издание Asia Times на днях сообщило, что российский президент и Хаменеи согласовали «план нейтрализации» стремления Буша нанести по Ирану военный удар. При этом иранской стороне якобы было обещано, что подобная атака будет воспринята Москвой как посягательство на саму Россию. Но дипломатический источник пояснил «НГ», что Путин всего лишь вновь заверил Тегеран, что РФ готова всячески содействовать реализации идеи одновременного прекращения обогащения урана и действий международных санкций.
Идея была одобрена «шестеркой» задействованных в разрешении иранского ядерного вопроса стран (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция и Германия) на министерской встрече в конце сентября в Нью-Йорке. Там же было решено подождать с новыми действиями в отношении Ирана до середины ноября, когда будет готов доклад МАГАТЭ о сотрудничестве с Тегераном.