Американо-турецкий саммит так и не внес четкой ясности: будет или не будет полномасштабного вторжения вооруженных сил Турции в иракский Курдистан? Военный источник «НГ» в Анкаре четко дал понять, что армия хотела бы иметь возможность по своему усмотрению регулярно проводить точечные трансграничные операции.
Активисты Курдской рабочей партии (КРП) являются «врагами Турции, Ирака и Соединенных Штатов». Об этом в понедельник заявил президент США Джордж Буш по итогам своих переговоров с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в Вашингтоне. Однако от ответа на самый острый вопрос – договорились ли стороны о военном преследовании курдских боевиков на иракской территории – уклонились оба лидера.
Буш назвал «гипотетической» возможность вторжения турецкой армии на север Ирака. Эрдоган, в свою очередь, напомнил, что вооруженные силы Турции в минувшем месяце получили от парламента годичный мандат на вторжение, и не стал отметать вероятность его реализации «при необходимости».
В то же время турецкий премьер вновь подчеркнул, что сила будет применяться только против боевиков КРП, а не против мирных жителей. Эрдоган был «счастлив» еще раз услышать от американского руководства определение «общий враг» в отношении курдских сепаратистов и подтвердить готовность обеих сторон к военному сотрудничеству в борьбе с ними.
Буш и Эрдоган договорились активизировать обмен разведывательными данными о базах и передвижениях боевиков КРП. По словам турецкого премьера, это очень поможет стране придерживаться упомянутого выше обязательства: атаковать лишь сепаратистов, не задевая мирное население.
Как заявил в беседе с «НГ» военный источник в Анкаре, армия тоже больше заинтересована в «точечных» ударах, нежели в большом наземном вторжении. По словам нашего собеседника, несмотря на то что Турция сосредоточила на границе с Ираком почти 200-тысячный контингент, армейское руководство не заинтересовано в крупной сухопутной операции.
«Речь идет о партизанской войне в тяжелейших горных условиях, которая всегда чревата человеческими потерями, – говорит источник. – С учетом определенной потери политических позиций военным сейчас скорее выгодно поддерживать ажиотаж вокруг своей значимости в борьбе с врагом, нежели идти на большие жертвы, рискуя еще дискредитировать себя в глазах общественности».