0
7649
Газета В мире Интернет-версия

01.08.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Берлин во власти тевтонской преданности

Игорь Максимычев

Об авторе: Игорь Федорович Максимычев – чрезвычайный и полномочный посланник, главный научный сотрудник Института Европы РАН, доктор политических наук.

Тэги: германия, история, сша, сноуден, шпионаж, украинский кризис, санкции


германия, история, сша, сноуден, шпионаж, украинский кризис, санкции Фото Reuters

Немцы всегда гордились тем, что независимо от обстоятельств способны сохранять верность «до гробовой доски». Это качество они называют нибелунгской (или тевтонской) преданностью, которая проявляется в моменты национальных испытаний. В качестве обоснования позитивного характера данного феномена ссылаются обычно на «доказательство от противного». Дескать, когда на финальной стадии Первой мировой войны немцы не смогли «до конца» соблюсти верность кайзеру, всякому революционному сброду удалось нанести доблестному германскому воинству «удар ножом в спину», и «почти выигранная война» обратилась в поражение. Тогда на Германию обрушился «позорный» Версальский мир, и немцам «пришлось» вести еще одну войну, чтобы исправить положение дел в Европе, которой так нужна твердая руководящая немецкая рука. Не случайно же девиз эсэсовских головорезов, которые служили главной опорой нацистского режима, развязавшего новую мировую войну, гласил: «Моя честь – это верность» (разумеется, фюреру).

Из ужаса тотального военного разгрома и последующего периода медленного преодоления раскола Германии немцы сделали лишь один парадоксальный вывод: только безоглядная верность Америке спасет ФРГ от поджидающих ее в будущем катастроф. Решающая роль Москвы в германском объединении забыта. И если Америка указывает на Россию как на «империю зла», долг немцев – всемерно помогать Вашингтону нанести восточному гиганту как можно более чувствительный ущерб. Атлантическая преданность превыше всего!

Разоблачения Эдварда Сноудена не поколебали уверенности берлинских правителей в непогрешимости американского лидера. Агентство национальной безопасности США прослушивало личный мобильный телефон канцлера Ангелы Меркель? Подумаешь! Разве Меркель есть что скрывать от главного союзника Германии? Кроме того, президент США пообещал, что для телефона канцлера будет сделано исключение. Правда, в отношении других членов германского кабинета никаких обещаний дано не было. Видимо, им просто не стоит пользоваться мобильными телефонами, а также Интернетом.

В этот критический для отношений ФРГ и США момент взрываются еще две бомбы, заложенные американцами. Служба германской внешней разведки БНД случайно выясняет, что один из ее сотрудников «перекуплен» ЦРУ и занимался шпионажем в пользу США. Другой американский «крот» был обнаружен в Министерстве обороны ФРГ. Для многих немцев это оказалось слишком большим сюрпризом. Даже известный своими проамериканскими симпатиями федеральный президент Йоахим Гаук публично обвинил «старшего брата» в «игре с чувствами дружбы и тесной сплоченности», добавив: «Видимо, действительно пришло время сказать – хватит!» Комментарий Меркель в ходе поездки в КНР был сдержаннее, но и она отметила, что речь идет об «очень серьезном случае», который «находится в явном противоречии» с ее представлениями о «доверительном сотрудничестве».

Подписанный в Москве 12 сентября 1990 года Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии официально отменил все существовавшие ранее ограничения. Пункт 2 статьи 7 документа гласит: «Объединенная Германия обретает полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами». Однако американцы, и без того склонные перетолковывать подписываемые ими соглашения, не считают законченной холодную войну, в ходе которой они делали в Западной Германии все, что хотели. Создание Большой ФРГ, по их мнению, просто расширило опорную базу действий спецслужб США за счет территории бывшей ГДР. Задействованные американцами механизмы слежки и шпионажа не подверглись никаким сокращениям после объединения Германии. Более того, они были значительно усилены после теракта 11 сентября 2001 года.

Неофициально в ФРГ рассматриваются следующие варианты ответных действий: 1) Берлин публично вручит Вашингтону жалобу на вербовку германских госслужащих; 2) ФРГ причислит сотрудников спецслужб США к «вражеским агентам», как это сделано в отношении России и Китая; 3) будет выслан кто-то из дипломатов или прикомандированных к посольству США в Берлине агентов; 4) будут прекращены или отложены переговоры о зоне свободной торговли между США и Евросоюзом; 5) будет разрешено посещение ФРГ Сноуденом. Впрочем, при этом откровенно признается, что ни одна из указанных вариаций существенно не затронет интересов США.

И почти никто не вспоминает, что немцы располагают реальной возможностью сказать «фи» американским авантюрам. В марте 2003 года канцлер Герхард Шредер отказался участвовать в интервенции США и некоторых их союзников в Ираке. Из США на Шредера обрушилась тогда лавина клеветы и инсинуаций, его объявили врагом Америки номер один, Германии грозили отлучением от благословения «хозяина мира». Канцлер выдержал, никто ФРГ не проклял, а на руках немцев нет крови народов Ирака, и они не виновны в очередной волне исламского терроризма. История доказала правильность решения Шредера.

Сегодня в самом центре Европы, в Украине, разворачивается очередная поддерживаемая США военная авантюра, ведется планомерное уничтожение городов и людей, отказавшихся признать законным государственный переворот в Киеве. Для немцев снова настает момент истины. Проявления неуважения к Германии в ходе украинского кризиса начались еще до шпионского скандала. Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, выступивший одним из гарантов соглашения между тогдашним президентом Украины и майданной оппозицией от 21 февраля с.г., был выставлен на посмешище в результате состоявшегося вслед за этим путча, немедленно признанного США «легитимным». Украинские власти запретили приехавшему с визитом Штайнмайеру возложить венок к зданию в Одессе, где были заживо сожжены люди, не согласные с политикой Киева. Как выглядит реакция Берлина на все это? ФРГ принимает деятельное участие в подготовке по инструкциям из-за океана новых «санкций» Евросоюза против России, хотя российская политика ни в чем не затрагивает ни европейские, ни германские интересы. Не пора ли немецким руководителям потребовать большего уважения к своей стране, включая разум при принятии далеко идущих внешнеполитических решений?  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1490
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1700
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1802
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4131

Другие новости