Фото Reuters
8–10 июля в Уфе, на стыке Европы и Азии, состоится встреча руководителей стран, входящих в БРИКС и ШОС. Государства – участники БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Возникшая значительно раньше, в 2001 году, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) – межправительственная организация, в состав которой сейчас входят Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. В ней же статус наблюдателей имеют Индия и Пакистан, Иран, Афганистан и Монголия. Сразу надо отметить, что присутствие Индии и Пакистана в качестве наблюдателей в ШОС потенциально сулит не только плюсы, но и новые проблемы, разноголасия. Это тоже надо учитывать.
Накануне саммита в российских и мировых СМИ были высказаны некоторые амбициозные заявления относительно радужных перспектив БРИКС и ШОС. В частности, ратификация договора о создании валютного пула БРИКС российским правительством в апреле 2015 года была преподнесена как важный фактор спасения от нынешнего кризиса для этих стран. Речь – о создании Банка развития БРИКС с общим объемом капитала порядка 100 млрд долл., 60% которых будут внесены Китаем (40 млрд долл.) и Россией (20 млрд долл.).
И все-таки экономическая составляющая деятельности ШОС за эти годы весьма незначительна, какого-то ощутимого эффекта в этой области пока не видно. И не случайно, что приведенные выше цифры никак не сравнимы с финансовыми параметрами таких всемирно известных и давно устоявшихся финансовых организаций, как Всемирный банк, Международный валютный фонд и Европейский банк – полноценных экономических рычагов «большой семерки».
С другой стороны, Евразия занимает осевое положение в общей геополитической плоскости современного мира. Здесь живут 75% населения планеты, на ее долю приходится 65% мирового ВНП. Существенно и то, что в ее азиатской части сосредоточено 70% известных мировых энергетических запасов. А это означает, что «золотой миллиард» развитых стран в значительной мере зависит от энергетической подпитки – поставок нефти, газа из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока. Здесь как раз свое веское слово могут сказать как БРИКС, так и ШОС.
Небезынтересно также, что по прогнозам экспертов Всемирного банка, к 2025 году среди пяти крупнейших экономик мира все почетные места, за исключением США, займут ведущие азиатские державы. Причем по объему ВВП они будут расположены в следующем порядке: 1) Китай, 2) США, 3) Япония, 4) Индия, 5) Индонезия.
Так, например, в 2014 году, по оценкам МВФ, совокупный валовой внутренний продукт (ВВП) всех стран мира составил около 100 трлн долл., и 60% мировой экономики падает на 10 ведущих стран, которые возглавляют США (18 трлн долл.), а закрывает Бразилия с ВВП в 1,2 трлн долл. Но между ними находятся восемь евразийских государств: Китай (17 трлн долл.), Германия (6 трлн долл.), Япония (5 трлн долл.), Индия (4 трлн долл.). Далее – Франция, Россия, Англия и Италия (примерно по 2–2,5 трлн долл.).
Неудивительно, что и в Вашингтоне, и в Брюсселе с особым интересом следят за развитием политического диалога в рамках БРИКС и ШОС. Пока ни в США, ни в ЕС не высказывают особого беспокойства о возможности возникновения треугольников сил на двух полюсах: США–ЕС–Япония, с одной стороны, Китай–Россия–Индия – с другой. Вашингтон и Брюссель и впредь намерены «работать» с этими странами на двусторонней основе.
Мы же все время опаздываем и никак не найдем свою экономическую нишу на огромных рынках дружественных стран – Индии и Китая. Российско-индийская торговля переживает стагнацию – сегодня показатели этой торговли ниже уровня двадцатилетней давности. Да и объем экономических отношений с Китаем никак не может достигнуть уровня, достойного великих держав, – в несколько раз ниже уровня китайско-американских торгово-экономических отношений. Китайцам удалось завоевать американский рынок!
По большому счету лишь один из 20 штатов Индии Уттар Прадеш с населением 160 млн человек и аналогичная густонаселенная провинция Китая Сычуань могли бы «проглотить» всю экспортную продукцию российских Башкортостана, Татарстана, Чувашии и Удмуртии, вместе взятых.
По мнению заместителя генерального секретаря ООН Шамши Тарура, при благоприятных условиях развития БРИКС и ШОС, входящие в них страны к середине нынешнего века могут заметно потеснить страны G7 на мировой политической и экономической арене. Очень хотелось бы поверить этому, но здесь немало вопросительных знаков.
Многое здесь, на мой взгляд, зависит от того, как странам БРИКС, расположенным на четырех континентах, удастся создать совместные экономические и финансовые структуры, способные конкурировать с мощной экономикой Европейского союза, не говоря уже о единой мощной экономике США. К тому же Китай и Индия, ставшие уже космическими и ядерными державами, каждый по своим традиционным каналам стремится расширить свое глобальное влияние в мире, получить новейшие западные технологии и завоевать рынки этих стран. Причем все это происходит в тот момент, когда Запад во главе с США всячески стремится экономически и политически изолировать Россию от остального мира, используя кризисную ситуацию в Украине.
Еще один фактор, который нужно взять во внимание. Если Китай и Индия неуклонно стремятся к расширению своего глобального влияния на всех континентах и укреплению финансово-экономических отношений с США и ЕС, то Бразилия и ЮАР желают укреплять свои позиции как ведущие державы соответственно на Американском и Африканском континентах, в том числе под эгидой БРИКС. Нужно иметь в виду также то очевидное обстоятельство, что глобальные и локальные интересы России, Китая и Индии не всегда совпадают, между ними сохраняются определенные трения и противоречия.
Наконец, еще одно замечание. У меня создается впечатление – дай бог, чтобы я ошибался, – что сегодня в мире вырисовываются тени концепции знаменитого американского ученого-политолога Самюэля Хантингтона: столкновение цивилизаций может стать главной угрозой миру уже в ХХI веке. Я абсолютно убежден в том, что нужно вести дело не к столкновению цивилизаций, а к сотрудничеству между ними. Мне очень хотелось бы услышать из уст известных лидеров, собирающихся в Уфе, неординарные заявления по этой насущной проблеме.