На фото действующий президент Аргентина Кристина Фернандес де Киршнер. Фото Reuters
25 октября в Аргентине состоятся всеобщие выборы. Гражданам предстоит избрать исполнительную власть всех уровней – президента и вице-президента, губернаторов провинций, глав местных органов. Раз в два года подлежит обновлению и законодательная ветвь – половина состава палаты депутатов конгресса, а также одна треть сената.
Ближайшее воскресенье – кульминационный момент электорального года, на протяжении которого проходили и так называемые всеобщие обязательные первичные выборы, введенные в 2009 году. По итогам этих выборов и определились пары (или формулы) кандидатов на посты президента и вице-президента.
Поскольку действующий президент Кристина Фернандес де Киршнер отработала два мандата, она не может баллотироваться на новый срок, несмотря на относительно высокий рейтинг. Таким образом, в Аргентине заканчивается, во всяком случае формально, 12-летний политический цикл, связанный с именами Нестора и Кристины Киршнеров, неоднозначная по политическим и социально-экономическим итогам эпоха, разделившая граждан на сторонников и противников выстроенной ими неопопулистской модели развития. Вынужденным (ввиду отсутствия «наследника») преемником Фернандес де Киршнер от правящего блока «Фронт за победу» считается Даниэль Сциоли, действующий губернатор провинции Буэнос-Айрес, в которой зарегистрировано около 38% всех избирателей. Он председатель Перонистской партии в 2010–2014 годах, бывший спортсмен, чемпион мира по гонкам на катерах, пришедший в политику в 1990-е годы.
В связке с ним на пост вице-президента баллотируется «политический комиссар», призванный обеспечивать сохранность киршнеристской модели, Карлос Санини по прозвищу Китаец (из-за участия в молодости в маоистской группировке). Он адвокат по профессии, имеет скромный ранг госсекретаря по юридическим вопросам – непубличная фигура, но играющая важную роль в разработке общего политико-идеологического курса. В случае победы проправительственной формулы административный ресурс Санини резко возрастет, так как вице-президент автоматически занимает пост председателя парламента.
Кандидаты от остальных пяти президентских формул, прошедших сквозь сито праймериз, выступают с разной степенью энтузиазма за смену существующей модели, выражая мнение примерно 60% избирателей, уставших от лидерства Киршнеров. Две оппозиционные формулы представляют разные фракции Перонистской партии. Речь идет о кандидате от «Федерального компромисса» сенаторе Адольфо Родригесе Саа и экс-главе кабинета министров Серхио Массе, возглавляющем избирательный фронт «Новая альтернатива».
Еще две формулы, левоцентристские «Прогрессисты» и «Левый фронт», не имеют, как представляется, электоральной перспективы. В отличие от них разношерстная условно правоцентристская коалиция позиционирует себя в качестве реальной альтернативы киршнеризму. Отсюда и ее название – «За перемены». Лидер этого избирательного союза Маурисио Макри, нынешний мэр Буэнос-Айреса, сын бизнесмена и сам бывший предприниматель, экс-президент знаменитого футбольного клуба «Бока Хуниорс», пользуется поддержкой деловых кругов.
Не будет преувеличением сказать, что состояние экономики играет приоритетную роль при распределении голосов избирателей. Правительство оставляет преемникам высокую инфляцию, фактический запрет на свободное хождение доллара, бюджетный дефицит, неурегулированные внешние торговые споры, судебные тяжбы с держателями долговых обязательств, отток капитала, острую нехватку инвестиций и т.д. Даже неполный список проблем свидетельствует о том, что страна находится перед необходимостью смены модели, характерной чертой которой является вмешательство государства в экономику и сужение рыночного пространства.
По предварительным опросам, голоса избирателей распределяются следующим образом: около 40% отдают предпочтение Сциоли, 30% – Макри и 20% – Массе. Борьба ведется за голоса 10% неопределившихся. Чтобы победить, претендентам нужно получить 45% голосов избирателей или 40%, но с условием, что ближайший преследователь отстанет минимум на 10%. В противном случае 22 ноября состоится второй тур, в который выйдут два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Будет ли второй тур – главная воскресная интрига.
Для Фернандес де Киршнер неприемлема сама мысль о возможности второго тура и из-за возрастающей непредсказуемости конечного результата, и из-за меньшей легитимности мандата Сциоли в случае его победы «со второго захода». Для укрепления позиций своего протеже она прибегла к авторитету российского лидера и провела 21 октября беспрецедентную для аргентинских избирательных кампаний видеоконференцию с Владимиром Путиным. На нарушение электорального кодекса, предписывающего запрет на все виды правительственной агитации за 15 дней до выборов, совсем не похожая на «хромую утку» Кристина отважилась и по другим веским причинам: власти нуждаются в инвестициях, в том числе российских, и надеются на дальнейшее расширение сотрудничества, с этого года имеющего статус всеобъемлющего стратегического партнерства. Думаю, что не последним аргументом было ее желание обусловить внешнеполитический курс преемника, обеспечить продолжение своей политики и сохранение круга избранных международных партнеров.
Официальные результаты выборов обещают огласить через неделю.