Фото пресс-службы Московского городского суда
Президент Владимир Путин издал распоряжение об отказе России стать стороной Римского статута – договора, учредившего Международный уголовный суд (МУС). Такое решение было принято по предложению Министерства юстиции, согласованному с МИДом и другими ведомствами. Документ увидел свет в день открытия 15-й сессии Ассамблеи государств – участников статута, которая и без того обещала быть насыщенной событиями.
МУС, считают в МИДе, «не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым, авторитетным органом международного правосудия». Его работа «неэффективна и однобока». В министерстве также отметили показательность того факта, что за 14 лет работы МУС вынес всего четыре приговора, израсходовав более 1 млрд долл.
Делегация России участвовала в разработке договора об учреждении МУСа, принятого на дипломатической конференции 17 июля 1998 года, и подписала его 13 сентября 2000-го. При этом договор не был ратифицирован, так что стороной его Россия не была. Тем не менее в соответствии с основополагающим актом международного права – Венской конвенцией о праве международных договоров – наша страна была связана обязательством: впредь до ратификации или ясно выраженного отказа от нее не лишать статут его объекта и цели. Иными словами, не совершать действия, категорически с ним несовместимые.
Россия предпринимала некоторые предварительные меры по подготовке к ратификации, рассматривались возможные изменения и дополнения в законодательство. Ее представители участвовали в качестве наблюдателей в работе ассамблеи. Наша страна также оказывала информационное содействие МУСу, когда он по инициативе Грузии в предварительном порядке занялся изучением ситуации, возникшей в связи с вооруженным конфликтом в Южной Осетии в 2008 году.
Сторонами Римского статута на сегодняшний день являются 124 государства. Однако среди них нет таких влиятельных глобальных или региональных игроков, как Китай, США, Индия, Пакистан, Малайзия, Индонезия. Из государств Ближнего Востока в нем участвует лишь Иордания. Последние недели стали знаковыми для МУСа – три африканских государства (Бурунди, Гамбия и ЮАР) уведомили генсека ООН о намерении выйти из статута. Примечательно, что Гамбия – родина Фату Бенсуды, нынешнего прокурора МУСа и бывшего министра юстиции этой страны, зарегистрировала свое уведомление 11 ноября, за три дня до опубликования ежегодного доклада прокурора о проводимом ею предварительном изучении ситуаций на предмет их возможной подсудности.
Ранее «НГ» (см. номер от 27.10.16) предполагала, что МУС, который до сих пор судил только африканцев, дабы избавиться от репутации «суда для Африки», активизирует деятельность на неафриканских направлениях, включая рассмотрение ситуаций, переданных ему Грузией и Украиной. Но трудно было ожидать, что одно из высших должностных лиц суда, ранее отклонившего попытки Украины использовать его для преследования лиц, ответственных, по разумению нынешних киевских властей, в событиях на майдане, охарактеризует события, сопровождавшие восстановление российского суверенитета над Крымом, «как вооруженный конфликт между Украиной и Российской Федерацией».
Для такой констатации требуется подтверждение минимального уровня насилия и интенсивности его применения. Источники международного права об этом говорят определенно, заявляя о неприменимости понятия «вооруженный конфликт» к беспорядкам, отдельным и спорадическим актам насилия и иным актам аналогичного характера. Есть и иные авторитетные мнения, которые не должны были избежать внимания прокурора, пусть даже пребывающей в крайне неловком положении из-за действий ее собственной страны.
Податливость МУСа попыткам использовать его в качестве дополнительного средства внутренней правоохранительной системы еще до того, как это сделала Украина, воспользовались несколько африканских государств. Это также не добавило ему авторитета. При этом некоторые из стран Африки, как и Украина, не будучи сторонами статута, делали специальные заявления о признании его юрисдикции, лишь бы поскорее получить дополнительное средство для разрешения властями в свою пользу внутренних распрей.
Претензии у России к МУСу есть и в связи с его изучением ситуации в Южной Осетии. В Заявлении МИД России говорится: «Нападение режима М. Саакашвили на мирный Цхинвал, убийство российских миротворцев породило со стороны МУСа обвинения в адрес югоосетинских ополченцев и российских военнослужащих. Эвентуальное же расследование действий и приказов грузинских должностных лиц целенаправленно отдано на усмотрение грузинского правосудия и остается вне фокуса внимания прокуратуры МУСа».
Едва ли месячной давности угрозы французского министра иностранных дел Жан-Марка Эйро привлечь Россию к судебной ответственности через МУС в связи с событиями в Алеппо могли бы осуществиться без отмены правила единогласия постоянных членов СБ ООН. (К такой отмене по совпадению, возможно случайному, недавно призывал верховный комиссар ООН по правам человека иорданец Зейд Раад аль-Хусейн.) Но они не могли не стать дополнительным раздражителем для России.
Решение России отозвать свою подпись под Римским статутом полностью соответствует упомянутой Венской конвенции. Таким же правом, кстати, еще в 2002 году воспользовались США. Нелегкие времена ожидают МУС и в связи с выходом из него африканских государств: к коллективным действиям призывает своих членов Африканский союз, который наметил совместные протестные акции в ходе сессии Ассамблеи государств-участников и, как можно ожидать, предпримет дальнейшие действия на собственной ассамблее в начале будущего года. В каком-то смысле Россия солидаризировалась с Африкой, прежде всего с ЮАР, своим союзником по БРИКС.
В конце 1990-х годов с МУСом связывались немалые надежды на то, что он станет авторитетным международным органом, дополняющим и лишь в крайних случаях замещающим национальную юстицию. Хотелось верить, что он предотвратит умножение специальных трибуналов, которые, поначалу создаваемые для незамедлительного судебного рассмотрения конкретных ситуаций, вскоре начинали жить своей жизнью и не желали становиться частью истории. Жаль, что МУС не оправдал возлагавшиеся на него ожидания.