Мун Чжэ Ин готов на все, чтобы нормализовать отношения с КНР. Фото Reuters
В Китай прибывает президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин. Главной темой переговоров станет северокорейская угроза. Пекин и Сеул объединяет стремление заставить Пхеньян отказаться от атомного оружия. Но стороны по-разному смотрят на то, как этого достичь. КНР, как и РФ, выступает за то, чтобы США и их союзники заморозили военные учения, а Северная Корея – испытания ракет и ядерных зарядов. Китай резко критиковал размещение ПРО в Южной Корее. Возможно, временное прекращение учений американцами поможет ослабить напряженность.
Китай особенно резко протестовал против дислокации в Южной Корее американских мобильных противоракетных комплексов дальнего перехвата THAAD, предназначенных для поражения оперативно-тактических и баллистических ракет средней дальности. Пекин заявлял, что мощный радар этой установки будет отслеживать действия Народно-освободительной армии внутри Китая и в то же время ничем не поможет разрядить обстановку в КНДР.
Президент Мун и председатель КНР Си Цзиньпин встретятся в этом году в третий раз. Как передает Reuters, Мун постарается подтвердить достигнутую в октябре договоренность, что страны нормализуют отношения и оставят спор о THAAD «позади».
Разногласия с Китаем по этому комплексу дорого обошлись Южной Корее. Особенно пострадал туризм. Китайские туристы перестали туда ездить. Были прекращены полеты чартерных самолетов из Южной Кореи в КНР.
В прессе Гонконга сравнили визит Муна чуть ли не с «хождением в Каноссу» ради того, чтобы восстановить экономические связи с Китаем. В частности, указывалось, что он пообещает не размещать новые установки THAAD, не присоединяться к системе американской ПРО в Азии и не вступать в «мини-НАТО» в составе США, Японии и Южной Кореи.
Отвечая на вопрос «НГ», У Чон Еп, научный сотрудник южнокорейского мозгового треста SEJONG Institute, сказал, что не верит этим сообщениям. Президент Мун не возьмет на себя таких обязательств. По словам У, Республика Корея желает расширить экономические связи с Китаем. Но в то же время Мун хочет увеличить экономические отношения с Россией. Сеул также хочет, чтобы Россия сыграла роль посредника в переговорах с Северной Кореей.
Как видно из сообщений информационных агентств, Мун скажет Си Цзиньпину, что американцы многократно заверяли его: THAAD не будет угрожать безопасности Китая. Удовлетворит ли это китайского лидера? Как бы то ни было, гость рассчитывает на благосклонный прием и новые перспективы для южнокорейского бизнеса. Президента сопровождает делегация в составе более чем 220 предпринимателей.
Нагнетанию истерии вокруг КНДР способствуют учения американских и южнокорейских ВВС и ВМС, проходящие регулярно. В Пхеньяне воспринимают их как подготовку к вторжению. И вот агентство Bloomberg передало, что США и Южная Корея рассматривают возможность отложить совместные маневры до окончания Олимпиады в Южной Корее в феврале.
Ссылаясь на лицо, имеющее отношение к обсуждению вопроса, агентство пишет, что учения «Ключевая решимость» и «Орленок» могут быть отсрочены до середины марта. Такой шаг мог бы проложить путь к переговорам между США и КНДР. Но окончательного решения насчет переноса еще не принято.
В то же время в прессе Гонконга говорится, что Китай начал подготовку к самому худшему из возможных сценариев. Готовясь к войне или коллапсу режима Ким Чен Ына, Пекин распорядился без лишней огласки начать строительство лагерей для беженцев вдоль границы с КНДР, протяженность которой составляет 1416 км. Существование такого плана сначала огласила Financial Times. Она получила доступ к утечке документа гигантской государственной телекоммуникационной компании China Mobile.
Первые пять лагерей намечено возвести в провинции Цзилинь. В документе указаны конкретные географические места, где будут разбиты лагеря.