Фото Gettyimages
Министерство жилищного хозяйства КНР предписало местным правительствам на севере страны вернуться к отоплению углем, если поставки газа не обеспечивают потребностей. Власти дали задний ход решению ограничить или запретить использование угля в большинстве северных районов. Это было сделано в ответ на требование съезда Компартии улучшить экологию. Загрязнение воздуха и воды стало результатом погони за темпами роста экономики. Как указывают эксперты, решить проблему командными методами невозможно.
Пекин ставит целью, во-первых, сохранить рост ВВП под 6,5% в год. Это меньше, чем пять–семь лет назад, но вполне обеспечит успешное развитие страны. А во-вторых, очистить атмосферу, реки, водоемы от загрязнения. Но оказалось, что выполнение этих двух задач трудно совместить.
Быть бойцом экологического фронта нелегко, даже если этот боец – председатель КНР Си Цзиньпин. Когда генеральный секретарь КПК выступал с отчетным докладом XIX съезду партии, он упомянул окружающую среду не менее 89 раз. А экономику Китая упомянул лишь 70 раз, подсчитала газета South China Morning Post.
Очевидно, Си хорошо понимает, какое возмущение вызывает у простого человека отравление природы промышленными отходами. И его послание делегаты съезда приняли как руководство к действию. Не случайно местные власти после съезда ограничили или просто запретили топить углем в большинстве районов Северного Китая. В результате весь ноябрь пекинцы наслаждались необычно голубым небом и свежим воздухом.
Но выполнение плана, продиктованного центром, потребовало уплаты высокой цены. Ведь уголь – не только главный источник топлива для электростанций и индустрии, его еще сжигают, чтобы обогреть миллионы домохозяйств. Поэтому когда чиновники, следуя указанию сверху, наложили запрет на уголь, они невольно подхлестнули скачок цен и падение поставок природного газа и других видов чистой энергии. И миллионы домов, где живут бедные семьи, даже города и деревни, не подключенные к газовым сетям, остались без отопления.
За последнюю пару месяцев цены на природный газ подскочили на 70%. В результате некоторые предприятия, потребляющие много электричества, были вынуждены закрыться. Появились сообщения, что в некоторых школах детишки получили обморожения.
Вот после этого Министерство жилищного хозяйства и другие ведомства, совершив крутой вираж, отменили прежние указания и дали сигнал властям восстановить отопление углем.
В беседе с «НГ» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский рассказал, что в Северном Китае никакого газа никогда не было, чего не скажешь об угле. Газ поставляли по трубам из провинции Шэньси и Синьцзян-Уйгурского автономного района.
«Я вернулся из Пекина неделю назад. Там примерно минус 11 было. Естественно, там надо хорошо топить. Если не хватает, надо дотапливать углем. Когда начинают топить в Пекине углем, там небо черное. А когда еще дует ветер из пустыни Гоби, протирать нужно стол практически каждые три часа, он покрывается каким-то слоем», – отметил эксперт.
Пресса пишет о поставках сжиженного газа из-за границы морем и по трубам из Средней Азии. А как обстоят дела с поставками газа из России? Отвечая на этот вопрос, Островский сказал, что пуск газопровода «Сила Сибири» предполагался на 2018 год, потом перенесли на 2019-й. Газ предназначается для трех северо-восточных провинций, и до Пекина он не дойдет. «Словом, Китаю газ нужен, но мы не успеваем его доставить», – заключил эксперт.
Том Холланд, репортер, многие годы работавший в Гонконге, отмечает, что правительство сейчас использует те же прямолинейные методы, которые породили проблему. Многие годы продвижение партийных чиновников по службе зависело от темпов экономического роста в районе, которым они руководили. Другие критерии почти совсем не учитывались. Вот руководители и старались нарастить производство, невзирая на ущерб окружающей среде.
А после катастрофического смога, охватившего столицу в январе 2013 года, карьера чиновников стала зависеть от того, как улучшается экология в их районах. Поэтому провинциальные правительства в Северном Китае приказали сократить на 30% производство алюминия, на 50% – выплавку стали и заморозить строительство.
В каком-то смысле эти усилия принесли успех. Концентрация частиц в Пекине в воздухе упала по сравнению с 2013 годом в среднем на треть. Обратной стороной медали стали нехватка энергии, рост цен на газ, замедление деловой активности и обморожение пальцев у некоторых учащихся.