Глава Пентагона Джеймс Мэттис обвинил Россию в попытках перекроить международные границы с помощью силы. Фото со страницы Джеймса Мэттиса в Flickr
Стержнем новой редакции национальной военной стратегии США станет сдерживание России и Китая. Об этом сообщает издание Financial Times (FT) со ссылкой на собственные источники. Однако еще несколько лет назад Барак Обама называл РФ региональной державой, неспособной конкурировать с США на мировой арене. Зампред комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин заявил «НГ», что, хотя военная доктрина России и носит оборонительный характер, «просто наблюдать за происходящим со стороны мы не будем». И рассказал о готовности РФ принять ответные меры, если стратегия Пентагона повлечет за собой попытки усилить присутствие войск НАТО близ российских границ.
«Доктрина России носит оборонительный характер, но мы всегда готовы отреагировать на возможные угрозы извне», – заявил «НГ» Юрий Швыткин, комментируя новую военную стратегию США. Законодатель также выразил сожаление, что «на сегодняшний день США развертывают базы НАТО и системы ПРО на наших границах». Опасения же Вашингтона по поводу России Швыткин связал с попытками властей США найти повод для «наращивания сил вблизи наших границ». «Со своей стороны, мы не станем просто наблюдать за происходящим со стороны и готовы предпринять ответные шаги для защиты нашей национальной безопасности», – подчеркнул законодатель.
В декабре беспокойство по поводу действий США на военном направлении выразил президент РФ Владимир Путин. Глава государства, в частности, заявил, что обнародованная в декабре прошлого года стратегия национальной безопасности США носит «наступательный» характер. «Это же не просто слова, не просто бумажка – это подкреплено конкретными действиями и обеспечено финансированием: свыше 700 млрд долл. выделяется Соединенными Штатами на оборонные, военные, если быть более точным, цели», – уточнил президент, выступая на расширенном заседании коллегии Министерства обороны России.
«Когда мы по собственной территории перемещаем какие-то подразделения, это воспринимается и преподносится как угроза кому-то. А когда к нашим границам подвигаются базы, инфраструктура, разворачиваются новые комплексы – это вроде как так и должно быть», – посетовал Путин.
В Вашингтоне тревогу по поводу Китая и России объяснили созданием этими странами специальных видов вооружений, направленных против США. «Разработки Китая и России в военной сфере создаются непосредственно для того, чтобы противостоять нашим сильным сторонам», – сказал FT представитель американской администрации на условиях анонимности.
Отставание Америки от передовых трендов в нескольких военных секторах отмечается и на страницах доклада «Военный потенциал США и вооруженные силы в опасном мире», подготовленного аналитическим центром RAND. «Существует вероятность, при которой американские войска могут проиграть войну со своими противниками – даже несмотря на то, что затраты США на оборону почти в три раза превышают китайские, и в шесть раз – российские», – отмечается в документе.
Как объяснил FT научный сотрудник аналитического института RAND Дэвид Очманек, наработки России и Китая в области электронных средств и кибероружия сделали США более уязвимыми к целому ряду угроз. «Если говорить прямо, то в течение последнего времени мы просто ушли отдыхать, никак не реагируя на новые разработки в сфере военной электроники», – сказал Очманек. И призвал Пентагон проявить больше усилий для устранения брешей в своей обороне. Более агрессивная позиция Пентагона, кроме того, укладывается в рамки того, как видит глобальную роль США президент Дональд Трамп. Ранее американский лидер заявлял о начале одной из «самых масштабных программ по наращиванию военных сил», чтобы «с нами никто не связывался». Так, уже в 2018-м затраты Пентагона могут возрасти до 700 млрд. долл. Соответствующий проект подготовлен в Конгрессе.
Упоминание России в качестве угрозы США наряду с Китаем демонстрирует «продвижение» Москвы в иерархии угроз, которых опасаются в Вашингтоне. Ведь ранее президент Барак Обама заявлял, что Россия – всего лишь региональная держава, а поэтому опасаться ее не следует. В стратегии национальной безопасности 2015 года говорилось о возможности достичь более близкого взаимодействия с Кремлем, если он «будет уважать суверенитет и демократические решения соседних государств». Касаясь же отношений с Китаем, Обама приветствовал усиление Пекина на мировой арене, выражая надежду на более тесное партнерство.
«Однако этот документ (новая стратегия Пентагона. – «НГ») выходит за рамки стратегии Обамы и однозначно признает, что мы вступаем в эру противостояния мировых держав, а в качестве наших главных соперников теперь выступают Россия и Китай», – рассказал собеседник FT, участвовавший в разработке доктрины Пентагона.
Новая редакция вписывается в тренд, заданный опубликованной ранее стратегией национальной безопасности, в которой Россия упоминалась как соперница США и сторонница ревизионизма в международных отношениях, констатировал в беседе с «НГ» научный сотрудник аналитического центра Chatham House Матье Булег. Таким образом, пояснил аналитик, США дают понять, что «принимают вызов» России, которую теперь считают вызовом «не только во внешней, но и внутренней политике». «В ближайшее время негативное отношение к России только усилится, – прогнозирует Булег. – На это, в частности, указывает то обстоятельство, что и стратегия национальной безопасности, и стратегия национальной обороны считают Россию угрозой нынешнему международному порядку».
Впрочем, чересчур сгущать краски тоже не следует. Серьезность «российской угрозы» для Вашингтона несколько преувеличена, а нынешняя напряженность между Москвой и Вашингтоном едва ли возрастет до масштабов холодной войны, убежден профессор Джорджтаунского университета в Катаре, старший научный сотрудник фонда «Новая Америка» в Вашингтоне Анатоль Ливен.
«Существует большая разница между громкими заявлениями об угрозе России со стороны западных журналистов и политиков и теми не очень значительными ресурсами, которые отводятся на сдерживание Москвы в действительности», – сказал он «НГ». И пояснил, что «учитывая вовлеченность США на других театрах действий, о мобилизации Запада против России в масштабах холодной войны в настоящий момент рассуждать неуместно».
Ничтожны, по мнению Ливена, и шансы военного столкновения НАТО и России – «ведь военный альянс уже дал понять, что не станет воевать за Украину». Тем не менее, заметил эксперт, актуальной остается опасность случайного столкновения сил НАТО и России. «Поэтому обеим сторонам стоит быть осторожными и не отправлять военные корабли и воздушные суда на территорию друг друга», – сказал аналитик.
«В ближайшее время первоочередной задачей российско-американских отношений останется риск-менеджмент, – согласился Булег. – О новых инициативах по укреплению связей речь не идет – по крайней мере до тех пор, пока во главе США и России стоят нынешние лидеры».
комментарии(0)