Александр Расторгуев, Кирилл Радченко и Орхан Джемаль работали над совместным документальным проектом с «Центром управления расследованиями». Фото Reuters
Опознание тел трех россиян – военкора Орхана Джемаля, режиссера Александра Расторгуева и оператора Кирилла Радченко, убитых на севере Центрально-Африканской Республики (ЦАР), – было осложнено в связи с отсутствием документов у погибших. Об этом рассказала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Целью поездки журналистов называют съемки расследовательского фильма о российских частных военных компаниях (ЧВК) в Африке, вопрос о которых, вероятно, остается чувствительной темой для Кремля. Однако на Смоленской площади отказывают этой версии в правдивости.
«Ни они, ни люди, которые их туда направляли – группа, компания или какое-то представительство, – не сообщали ни Министерству иностранных дел в Москве, ни нашему посольству в ЦАР ни о целях поездки, ни вообще о факте их присутствия там», – посетовала Захарова, очевидно, имея в виду связанный с Михаилом Ходорковским онлайн-проект «Центр управления расследованиями». Погибшие вели с ним совместную работу над фильмом.
По словам дипломата, журналисты «оформляли свой въезд на территорию ЦАР как туристический», также у них не было заявлений о ведении журналистской деятельности. На своей странице в Facebook Захарова поставила под сомнение версию о том, что погибшие ехали в Африку за данными о ЧВК. Журналисты двигались не в ту сторону, «где работают инструкторы» из России, утверждает дипломат. «Что они делали в ЦАР на самом деле, каковы были их цели и задачи – вопрос открытый», – отметила Захарова. Впрочем, на официальной странице «Центра управления расследованиями» в Facebook размещено заявление, что ставшие жертвой нападения журналисты вылетели 27 июля в республику для съемок материала о деятельности наемников из ЧВК Вагнера в этой стране.
В западной экспертной среде вагнеровцев неоднократно называли одним из основных инструментов российской военной политики в Сирии и на юго-востоке Украины. После этого были сообщения о переброске бойцов российской ЧВК в Судан и ЦАР. В интервью телеканалу Europe1 французский эксперт по международным отношениям Дидье Франсуа указывал на то, что силы вагнеровцев в Африке развернуты вблизи месторождений полезных ископаемых – таких как золото, алмазы и уран. Аналитик объясняет это интересами кремлевской элиты и видит в «Вагнере» как способ обогащения, так и шанс для РФ сохранить позиции в Африке.
Вооруженные группировки контролируют большую часть
территории ЦАР. Фото Reuters |
Впрочем, если данные о российских наемниках в Африке носят неофициальный характер, то о прямой российской помощи властям ЦАР оружием и инструкторами не раз сообщалось публично. «Никакой сенсации в наличии российских инструкторов в ЦАР нет, никто ничего не скрывал», – заявила Захарова в Facebook. Напомним, что президент республики Фостен-Аршанж Туадера даже делал соответствующее обращение к Москве, которой, в свою очередь, пришлось получать «зеленый свет» через ООН. «Российская сторона приняла решение об оказании Банги (столице ЦАР. – «НГ») на безвозмездной основе военно-технической помощи, – сообщал в марте заместитель директора департамента информации и печати МИД РФ Артем Кожин. – С согласия Комитета СБ ООН 2127 из наличия Министерства обороны России на нужды центральноафриканской армии в конце января – начале февраля поставлена партия стрелкового вооружения и боеприпасов. С ведома этого комитета туда также командированы пять военных и 170 российских гражданских инструкторов для подготовки военнослужащих ЦАР».
Сам Туадера считается политически нейтральной фигурой. Российская сторона поддерживает его линию «на налаживание в ЦАР инклюзивного политического процесса, скорейшее прекращение столкновений на межэтнической и межконфессиональной почве, восстановление государственной власти на всей территории страны».
Политическая ситуация в ЦАР продолжает оставаться, пожалуй, одной из самых нестабильных на континенте. Правительство Туадеры, который пришел к власти в 2016 году, почти не имеет реальной власти за пределами столицы. Около 80% территории страны (по данным Консульского департамента МИД РФ – 2/3) контролируют различные группировки. Последний мощный виток гражданского конфликта произошел в 2013 году, когда повстанческая коалиция «Селека», большинство в которой составляют мусульмане, нанесла мощный удар по правительству. В противостояние с ней включились христианские силы ополчения. В декабре 2013 года Франция под руководством президента Франсуа Олланда приняла решение вмешаться в гражданское противоборство, начав по официальному запросу местных властей военную операцию под названием «Сангарис». Общая численность французского контингента тогда составила 2 тыс. человек.
Франция сохраняет свое влияние в ЦАР по сей день, и российское присутствие на каком бы то ни было уровне не может не противоречить ее интересам – об этом говорят в экспертной среде. «Последние года два-полтора Москва активно участвует в проблемах Африки, ведет сотрудничество, но это напрямую затрагивает французские интересы на континенте, – заявил «НГ» турецкий эксперт-африканист, руководитель проекта «Голос Африки» Энгин Озер. – Что касается Центрально-Африканской Республики, то там очень сильно французское влияние». Аналитик напоминает, что в настоящее время в ЦАР расквартированы около 1,6 тыс. французских военнослужащих. «Они охраняют французские инвестиции», – резюмирует Озер. Эксперт полагает, что российское присутствие в Африке кардинально изменяет баланс сил на континенте.
комментарии(0)