Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси удостоился аудиенции председателя КНР Си Цзиньпина. Фото Reuters
В Пекине проходит форум Китай–Африка. На нем присутствуют более 50 лидеров африканских государств. Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай финансирует проекты на континенте не из тщеславия, а ради того, чтобы он быстрее развивался. КНР стала ведущим торговым партнером Африки. При ее участии строятся железные дороги, школы, больницы. Но ряд получателей займов залезли в долги. Запад обвиняет Пекин в колониальных устремлениях. На деле он не хочет иметь партнеров-банкротов.
Начало текущей недели выдалось для руководителей КНР хлопотным. Си Цзиньпин и премьер-министр Ли Кэцян дают аудиенции каждому из прилетевших из Африки гостей.
Форум Китай–Африка проходит один раз в три года. Естественно, африканские руководители стремятся принять участие в этих конференциях. Ведь есть шанс договориться о вливаниях китайских инвестиций или предоставлении займов.
В последний раз такая встреча проходила в в 2015 году в Йоханнесбурге. На ней Си Цзиньпин объявил о предоставлении помощи и займов Африке на 60 млрд долл.
Торговля Китая со странами Африки увеличилась на 14% в прошлом году и достигла, по данным китайской статистики, 170 млрд долл. Это число отражает тот факт, что Китай уже в течение последнего десятилетия остается крупнейшим торговым партнером Африки. Ее полезные ископаемые помогли превратить КНР во вторую экономику мира.
Но, как передает агентство Al-Jazeera, большинство африканских государств, экспортирующих минералы и ввозящих китайские промышленные товары, имеют большие дефициты в торговле с Китаем. «Вопрос дисбаланса в торговле африканские делегаты наверняка поднимут на встрече», – говорит Сим Шабалала, исполнительный директор Standard Bank Group в ЮАР.
Критики на Западе увязывают проблему долгов со стратегическими замыслами Пекина. Пока его военное присутствие на континенте невелико по сравнению с бывшими колониальными державами. Но первая военная база в государстве Джибути уже создана.
СМИ в США и западноевропейских странах пишут, что Пекин, используя эту базу и проект «Один пояс – один путь», нацелился постепенно «захомутать Африку своими тенетами». И тут невозвратные кредиты будут очень кстати. У государств-должников не останется иного выхода, кроме как передать Китаю контрольные пакеты в их стратегических активах.
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александ Ломанов сказал: «От экономической многополярности современного мира выигрывает не только Африка, но и все развивающиеся страны. Наличие конкуренции, выбора всегда лучше, чем отсутствие этого выбора. В ранние периоды деколонизации и в 1960-е годы такой выбор был. Это был выбор между сотрудничеством c Западом и с Советским Союзом. Выбор этот был для многих развивающихся стран очень тяжелым. Он предполагал необходимость стать на одну из сторон в условиях холодной войны».
Потом в 1990-е, нулевые годы этот выбор практически исчез. Но с усилением мощи Китая, его внешнеполитических амбиций и инвестиционных возможностей этот выбор появился вновь. Он привлекает тем, что не имеет жесткой идеологической окраски. В отличие от того, что требовал СССР, которому нужно было иметь в качестве партнеров страны так называемой социалистической ориентации, Китай не выдвигает никаких политических пожеланий. «Именно это обстоятельство, как ни удивительно, вызывает гнев на Западе. Тамошние политики и экономисты говорят, что Запад дает деньги только в том случае, если получатели – правильные демократические правительства. А если это авторитарный режим, который контролирует экономику, то он никогда помощи не получит», – отметил эксперт.
В действительности картина сложнее. Говорить о том, что китайские инвестиции – это абсолютное благо для всех, неверно. Инвестиции не подарок, они не являются безвозмездной помощью. Поэтому, получив кредиты на строительство чего-то, надо думать, как эти кредиты возвращать. Не все правительства достаточно компетентны, достаточно свободны от коррупции.
Тем не менее китайские инвестиции меняют Африку. Они помогают ей развиваться. Строятся железные дороги, появляется инфраструктура. А западные инвестиции после кризиса 2008 года не слишком заметны на Африканском континенте.
«Зарубежные экономисты и даже в большей степени китайские говорят: нельзя гнаться за количеством, – поясняет Ломанов. – Нужно, чтобы и китайская, и принимающая стороны просчитывали возможность возвращения кредитов. А разговоры о том, что закредитованность африканских правительств, накопление огромных долгов перед Китаем превратится в какой-то политический инструмент, несостоятельны. Это больше тревоги, чем реальность. Ведь в ХХ веке развивающиеся страны очень легко накапливали долги перед международными экономическими организациями и перед государствами. Потом эти долги приходилось списывать, они становились невозвратными».
Когда говорят, что эти долги дают Китаю козырь, стоит вспомнить опыт Советского Союза. У ряда африканских государств к моменту распада СССР остались огромные долги. Но конвертировать их в политическое влияние для постсоветской России оказалось невозможным. В большинстве случаев эти долги пришлось списать.
«Китайские эксперты оценивают эти перспективы намного более трезво, объективно, чем западные экономисты, которые склонны раздувать политический фактор. Якобы благодаря огромным долгам Китай стал очень влиятельным в Африке. На самом деле эти долги могут просто пробить дыру в китайском бюджете. Китай не потонет, но может понести убытки в средней и долгосрочной перспективе», – заключил эксперт.
комментарии(0)