Саудовский наследный принц Мухаммед лично владеет крупной частной военнной компанией. Фото c сайта www.spa.gov.sa
Несмотря на то, что Израиль не является прямым участником войны в Йемене, он все больше втягивается в этот конфликт. После того, как в начале августа Тель-Авив заявил о готовности присоединиться к международной военной операции по разблокированию Ормузского и Баб-эль-Мандебского проливов в случае их закрытия силами Ирана, СМИ сообщили о подготовке на территории еврейского государства наемников, предназначенных для борьбы с хуситами.
Иранский сайт Press TV, а также базирующийся в ОАЭ портал Al-Khaleej OnLine со ссылкой на источники, близкие к Конгрессу США, сообщили о финансировании Эмиратами расположенных в пустыне Негев тренировочных лагерей, в которых идет интенсивная подготовка наемников.
Их предполагается задействовать для предстоящего штурма йеменской Ходейды. Операция по захвату этого города-порта, через который в страну поступает до 80% продовольствия, лекарств и других необходимых товаров, саудовская коалиция начала еще в начале лета. Кроме того, саудовцы и их союзники подозревают, что через этот порт хуситы получат значительную часть оружия и боеприпасов.
Выбор места подготовки во многом объясняется схожестью природно-климатических и ландшафтных условий пустыни Негев и Йемена. Опытные израильские инструкторы якобы обучают «диких гусей» военному делу, что называется, «настоящим образом». Среди наемников – выходцев из различных стран Азии, Африки и Латинской Америки в настоящее время преобладают граждане Непала и Колумбии. Если первые привлекают «заказчиков» своей относительной дешевизной, то вторые – профессиональными навыками и наличием боевого опыта, поскольку, как правило, служили в подразделениях особого назначения и принимали участие в операциях по подавлению повстанцев.
Как сообщается, со стороны ОАЭ курирует этот проект бывший член палестинской организации «Фатх» Мухаммед Дахлан, отдавший предпочтение перед опасной борьбой за свободу и независимость своего народа «непыльному» и куда более прибыльному бизнесу на посту советника по безопасности наследного принца Абу-Даби Мухаммеда бин Зайида Аль Нахайяна. Если верить сообщениям веб-сайта Al-Khaleej OnLine, Дахлан персонально отвечает за создание тренировочных лагерей.
Таким образом, вырисовывается своего рода схема разделения труда, касающаяся обеспечения йеменской войны наемниками. Эр-Рияд занимается их вербовкой, Абу-Даби – финансированием «учебного процесса», Тель-Авив – боевой подготовкой «солдат удачи». Участие израильтян в подготовке наемников для саудовской коалиции вполне вписывается в русло военного и политического сотрудничества между Эр-Риядом и Тель-Авивом, которое давно уже не представляет собой никакого секрета. Тем не менее обе страны не спешат публично в этом признаться, главным образом потому, что этого не хотят саудовцы, опасающиеся вспышки гнева со стороны арабских и мусульманских государств. Что касается Израиля, он давно готов в пропагандистских целях громко заявить на весь мир о своем сближении не только с саудовским королевством, но и с другими арабами.
Использование наемников в йеменской войне крайне важно для Эр-Рияда и его союзников. Несмотря на значительные силы, которые удалось собрать для борьбы с хуситами, и перевес в современных средствах вооруженной борьбы, скорой победы в Йемене по-прежнему не видать. Для того чтобы избежать недовольства в своих странах в связи с растущими потерями в живой силе, а также снизить вероятность массового дезертирства саудовских «нижних чинов», стараются использовать наемников. Однако второсортные и даже третьесортные «солдаты удачи» из Судана, Уганды или Чада способны играть лишь роль пушечного мяса, но вовсе не силы, способной переломить ход войны в свою пользу. Использование в массовом порядке профессионалов из европейских стран или США слишком дорого. Поэтому выбор остановился на колумбийцах и некоторых других латиноамериканцах в качестве живой силы, и на израильских военных в качестве опытных инструкторов.
Первоначально в Йемене пользовались услугами частной военной компании Blackwater Эрика Принса. Однако его «солдаты удачи» предпочитают выполнять задачи по защите объектов, укреплению систем безопасности, сбору разведданных, на худой конец осуществлять диверсии. Идти же в лобовую атаку на пулеметы, чтобы штурмовать позиции противника, рискуя своей жизнью, – это не для них. Вот почему постепенно правители Саудовской Аравии и ОАЭ стали перехватывать наемнический бизнес, создавая свои профильные компании, которые должны были обеспечить выполнение задач в широком диапазоне.
Сегодня, например, одна из крупнейших частных военных компаний принадлежит саудовскому кронпринцу Мухаммеду бин Сальману. По сообщениям СМИ, именно она принимала участие в аресте и охране многих членов королевской семьи, высокопоставленных чиновников и бизнесменов, которых обвинили в коррупции в конце прошлого года. Тем не менее зависимость ОАЭ и КСА от иностранных подрядчиков, работающих в военных и разведывательных целях, остается весьма высокой. По сообщениям израильской газеты Haaretz, саудовцы ежегодно тратят около 5 млрд долл. на частные военные компании.
комментарии(0)