Британские морпехи будут нести службу в Норвегии. Фото с сайта www.royalnavy.mod.uk
Лондон в 2019 году намерен направить в Норвегию 800 морских пехотинцев и спецназовцев. 10 лет британцы будут нести службу в Арктике с офицерами морской пехоты США и Нидерландов, а также норвежскими военными. Такие меры Британия принимает в ответ на усиливающееся российское военное присутствие в Арктическом регионе, заявил глава британского военного ведомства Гэвин Уильямсон в интервью газете Sunday Telegraph.
«Мы видим, что активность российских подводных лодок очень близка к тому уровню, который наблюдался во времена холодной войны, и будет правильно, если мы начнем реагировать на это. 10 лет назад многие люди полагали, что эра активности субмарин на Крайнем Cевере, в Северной Атлантике и те угрозы, которые они создавали, исчезли вместе с падением Берлинской стены.
Эта угроза в действительности вернулась на первый план», – пояснил Уильямсон, подчеркивая, что Великобритания должна демонстрировать свое присутствие в этом регионе и защищать свои интересы в ситуации, когда Россия вновь открывает базы советской эпохи, а ее подводные лодки все активнее ходят в водах Арктики. В ноябре Британия направит в Норвегию 3 тыс. военнослужащих на силовые тренировки НАТО с участием 40-тысячного контингента. Они станут крупнейшими в своем роде после окончания холодной войны.
Новая британская арктическая стратегия, которую Уильямсон намерен представить на открывшейся накануне партийной конференции консерваторов, включает в себя отслеживание движения российских подводных лодок при помощи патрульных противолодочных самолетов Boeing P-8 Poseidon, а также движение британских субмарин под шельфовыми ледниками. «Если мы хотим защитить наши интересы в том месте, которое фактически является нашим задним двором, то именно это нам и необходимо предпринимать», – цитирует Sunday Telegraph главу британского Минобороны. По данным издания, военный контингент Соединенного Королевства из числа морских пехотинцев и спецназовцев будет дислоцироваться на севере Норвегии в течение следующих 10 лет. В их распоряжение предоставят бронетранспортеры «Викинг» (BvS 10).
Уильямсон – не единственный в Соединенном Королевстве, кого беспокоит военное присутствие России в Арктике. В январе 2018 года на заседании комитета по обороне в Палате общин консерватор Джеймс Грей заявил, что Россия якобы «потратила миллиарды фунтов» на строительство восьми новых военных станций вдоль Арктического побережья, что представляет угрозу для Лондона. Для защиты Великобритании от внешних угроз и для «защиты нашей нации» Грей призвал увеличить военный бюджет до 3% ВВП. Для сравнения, в 2016 году оборонные расходы Британии составляли лишь 1,9% ВВП.
В апреле 2018 года департамент полярных регионов британского МИДа опубликовал доклад, в котором Соединенное Королевство заявило о своих далеко идущих планах в полярном регионе. Их конечная цель – занять лидирующие позиции в Арктике среди неарктических стран.
При этом британские интересы в Арктическом регионе авторы доклада связывают с научной деятельностью, защитой экологии, будущими торговыми морскими путями и развитием энергетической инфраструктуры.
В августе «российская угроза» вновь прошла красной нитью в докладе подкомитета по обороне парламента «По тонкому льду: оборона Соединенного Королевства в Арктике». В нем британские депутаты обратили внимание на возрастающее российское присутствие в Арктике и выразили опасения, что это позволит России вернуть ее «великодержавное соперничество». Свое беспокойство они связывают со строительством и реактивацией баз на Арктическом побережье России, укреплением подразделений, подготовленных для проведения операций в регионе. Деятельность России в Арктике «совершенно непропорциональна» требованиям обороны, уверены авторы доклада. Они назвали ее примером «агрессивного и ревизионистского поведения». Отмечая отсутствие какой бы то ни было серьезной реакции на это со стороны Великобритании, парламентарии призвали правительство «восстановить свое оборонное лидерство в регионе», в том числе в рамках НАТО.
В марте 2018 года Британия совместно с США, Канадой и Норвегией провела арктические военные маневры ICEX-2018, которые начиная с 2007-го организуются регулярно, каждые два года. Главным элементом учений этого года стало всплытие трех атомных подводных лодок через ледовый покров моря Бофорта.
Действия Лондона доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко связывает с укреплением восточных границ НАТО. «Переброска своих морских пехотинцев – вклад Британии в укрепление восточного фланга НАТО. Британцы хотят развивать в Арктике свою военную инфраструктуру, невзирая на основополагающий акт Россия – НАТО 1997 года, – пояснил эксперт в беседе с «НГ». – Это вписывается в контекст общего укрепления инфраструктуры альянса в Восточной Европе. Они готовятся не к холодному, а к горячему конфликту с Россией».
Фененко допустил, что шаги, предпринимаемые Лондоном, связаны с его желанием выйти на Северный морской путь, с так называемой идеей интернационализации данной транспортной артерии. Как заявил в марте главнокомандующий силами НАТО в Европе американский генерал Кертис Скапаротти, Москва, если захочет, сможет в течение двух-трех лет установить контроль над Северным морским путем. По оценке ученых, Арктика может стать доступной с экономической точки зрения быстрее, чем ожидалось ранее, за счет быстрого таяния льдов. Таким образом, прокладка новых морских торговых путей между континентами может стать возможной в конце 2030-х годов. Оптимальным временем навигации будет сентябрь, а после 2050 года уровень льда будет настолько низким, что навигация окажется возможна на протяжении всего лета.
После распада СССР долгие годы сохранялась тенденция снижения российских военно-морских сил и средств в Арктике. С 1990 по 2010 год количество боевых надводных кораблей сократилось с 575 до 101, подводных лодок – с 283 до 26, боевых катеров – с 370 до 29.
Военное присутствие в арктическом регионе Россия начала восстанавливать в 2011–2012 годах. До этого в 2009-м Совет безопасности принял «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Данная стратегия среди прочего включает «создание группировки войск (сил) общего назначения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в Арктической зоне РФ, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки».
комментарии(0)