Иллюстрация pixabay.com
Германский министр иностранных дел Хайко Маас выступил в газете Welt с заявлением по поводу судьбы советско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Он был подписан генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и президентом США Рональдом Рейганом в 1987 году и носит бессрочный характер. Но американская сторона заявила в прошлом году о выходе из договора, обвинив в его нарушении Россию. Более того, Вашингтон угрожает введением экономических санкций против России в качестве наказания за якобы нарушение ДРСМД. Если в ближайшее время не предпринять срочных шагов для спасения ДСРМД, то стоит ожить его денонсации Вашингтоном.
Поэтому, с одной стороны, озабоченность, высказанная министром, понятна. В начале февраля договор может прекратить существование, и это повлечет за собой цепную реакцию распада всей системы контроля над ядерным оружием. Судя по намерениям администрации Дональда Трампа, вслед за ним скорее всего будет денонсирован Договор о мерах по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), который был подписан президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Договор вступил в силу в 2011 году и был рассчитан на 10 лет с последующей возможностью его продления еще на пять лет.
Как считают некоторые российские эксперты, вслед за этим развалится по сути дела и Договор о нераспространении ядерного оружия от 1968 года и, возможно, Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний от 1996 года. В складывающихся условиях мир может оказаться в состоянии новой гонки ядерных вооружений, которая будет отягощена конкуренцией вооружений наступательных и оборонительных систем в неядерном оснащении и развитием космического оружия и средств кибервойны. В общем, пророчество недавно умершего британского физика Стивена Хокинга о том, что ядерная война может привести к уничтожению человечества, приобретает реальные черты.
Для Европы складывающаяся ситуация может означать возможность тотального уничтожения, поскольку американские ракеты средней дальности могут быть размещены уже не только в Западной Европе, но и на передовых рубежах в Восточной Европе: в Румынии, балтийских государствах и Польше. С этих позиций они смогут поражать территорию России вплоть до Урала в считанные минуты. Не стоит забывать, что Россия уже обвиняла США в использовании для испытаний системы ПРО в качестве мишеней ракет, которые являются аналогом баллистических ракет средней дальности. Нарушением ДРСМД Россия считает и американские ударные беспилотные летательные аппараты типа Predator и Reaper с дальностью действия свыше 500 км.
Самая важная претензия России, отмечают эксперты, относится к развертыванию в Румынии в 2016 году и планам размещения в Польше американских баз ПРО с предположительно пусковыми установками, которые используются на кораблях США для запуска не только ракет-перехватчиков типа Standard-3, но и Tomahawk с дальностью до 2500 км. Таким образом морские крылатые ракеты, не затронутые ДРСМД, превращаются в крылатые ракеты наземного базирования, запрещенные договором. При этом он запрещает не только ракеты, но и пусковые установки большой дальности. Именно такая претензия была предъявлена Россией в 2017 и объявлена официально грубейшим нарушением договора со стороны США. Реакции европейцев на эти российские претензии тогда не было.
Но зато тот же Маас охотно поддержал утверждения США, что Россия проводит испытания и намерена развернуть крылатую ракету наземного базирования типа 9M279 на комплексе «Искандер» с дальностью, по мнению американских экспертов, свыше 500 км, что запрещено договором. Ранее США уже обвиняли Россию в испытании на средней дальности межконтинентальных баллистических ракет тира «Рубеж-2», которые якобы уже развертываются именно в качестве ракет средней дальности.
Встает вопрос, как можно найти выход из растущего недоверия между США и Россией и предотвратить гонку вооружений, опасную прежде всего для Европы. Нужны независмые эксперты, которые смогли бы выработать дополнительные процедуры верификации договора. Это стало бы шагом к восстановлению работы изначально созданной для подобных целей специальной контрольной комиссии, чтобы адаптировать контрольный механизм к быстрому развитию военной техники, которое 30 лет тому назад трудно было предсказать. Однако в интервью немецкого министра найти подобных предложений, которые сразу приходят в голову любому здравомыслящему человеку, было невозможно. Маас предпочел заявить, что «ключ к сохранению договора находится в Москве», нарушившей договор, и призвал Россию разоружиться.
Почему Маас это делает? Означают ли его слова, что эксперты немецкого МИДа недостаточно квалифицированы, чтобы разобраться в проблемах договора, или же Маас в угоду трансатлантическому партнерству сознательно упрощает проблему? Но ведь ясно же, что если немедленно не начать решать данную проблему, то предсказания Стивена Хокинга приобретут реальные черты.
Берлин
комментарии(0)