В Крайстчерче почтили память погибших в теракте в мечети Аль Нур. Фото Reuters
Брентон Харрисон Тарант, 28-летний австралиец, подозреваемый в массовом убийстве в Крайстчерче, возле суда сделал характерный жест рукой. Так салютуют друг другу приверженцы расового превосходства. В «манифесте», отправленном перед бойней политикам, террорист призвал к отпору захватчикам-иммигрантам, к прекращению «геноцида белых». Новая Зеландия, занимавшая второе место в мире по индикатору безопасности, потрясена. Но, как подчеркивают эксперты, такие злодеяния стали возможными благодаря широкому распространению исламофобии.
Несомненно, Тарант тщательно продумал, что будет делать. Войдя в мечеть Аль Нур, он хладнокровно расстреливал верующих, затем перезарядил винтовки и палил из них поочередно. Расправу записывала видеокамера, установленная на шлеме, и отправляла на Facebook и в другие социальные сети. Facebook спохватился не сразу, но потом с большим трудом удалил видеоматериалы из Сети.
Атака в Крайстчерче подтвердила, что главная цель любого теракта состоит в том, чтобы посеять страх. В «манифесте» австралиец пишет, что хотел показать: нет нигде в мире безопасных мест. И новозеландцы, считавшие, что просторы Тихого океана защищают их от волн насилия, захлестнувших мир, вынуждены признать, что «гость» из Австралии, живший в стране всего три месяца, оказался прав.
Идеи, которые вдохновили убийцу, становятся более или менее ясны из его электронного послания. Самозваный этнонационалист и фашист заявляет, что якобы имел «короткий контакт» с Андерсом Брейвиком, который убил 77 человек, включая школьников, в летнем лагере в Норвегии в 2011 году.
В то же время Тарант называет себя обычным рабочим человеком. А вице-президент клуба, где расист регулярно упражнялся в стрельбе, говорит, что никаких подозрений тот не вызывал. В этой связи выясняется, что правила приобретения оружия в Новой Зеландии почти столь же либеральны, как в США. Премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн заявила, что законы будут изменены.
В современном мире государства не в состоянии сдержать передачу нежелательной информации или помешать демонизации какой-либо страны или общины. В связи с этим эксперты указывают на распространение исламофобии на Западе. В беседе с «НГ» Елена Супонина, советник директора Российского института стратегических исследований, отметила: «Это не первый теракт, совершаемый белым националистом против как представителей другой религии, так и представителей властей. Еще в конце 1990-х прошла серия терактов такого рода. Яркий пример – это взрыв в США в Оклахома-Сити. Не говоря уже о теракте в Норвегии, которым отметился Брейвик».
По словам эксперта, большинство терактов проводится под религиозными лозунгами, в том числе исламистами. «Многие исследования показывают, что степень напряженности в местах соприкосновения разных религий может возрасти. Правительства это понимают. На Западе, как и на Востоке, существуют программы по снижению этой напряженности. Иначе степень опасности была бы больше. Но полностью устранить ее очень сложно», – заключила Супонина.
Факт состоит в том, что даже законодатели в демократических странах не избежали влияния исламофобии. В Австралии сенатор Фэйзер Эннинг написал в Twitter, что к трагедии привела в конечном счете иммиграция мусульман. Эту ремарку многие австралийцы осудили. Но, как говорит Лидиа Халил, эксперт по терроризму в австралийском мозговом центре Институт Лоуи, даже среди политиков, принадлежащих к мейнстриму, популярна теория, что существует заговор с целью исламизировать всю страну.
комментарии(0)