Владимир Путин и Си Цзиньпин договорились крепить связи РФ и КНР по линии Шелкового пути. Фото Reuters
Лидеры России и Китая пообещали работать вместе ради интеграции Нового шелкового пути и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Президент РФ Владимир Путин сказал, что Москва расширит сотрудничество с Китаем в энергетике и других областях. Но это закрепит положение России как страны, поставляющей сырье, а не продукцию с добавленной стоимостью. Тем не менее громадная общая граница и давление со стороны США не оставляют Москве и Пекину иного выбора, как усилить взаимодействие в экономической и военно-политической сферах. В связи с этим бывший сотрудник американской администрации предлагает Вашингтону помириться с Россией и сосредоточить силы на сколачивании антикитайского альянса.
В интервью газете «Жэньминь жибао», центральному органу Компартии Китая, Путин подчеркнул, что участие в проекте должно быть выгодно всем странам Евразийского континента, должно способствовать наращиванию их экономического потенциала, повышать конкурентоспособность, служить росту качества жизни людей. Для этого необходимо учитывать интересы всех партнеров, вести дело к гармонизации национальных программ и планов развития. Надо не только торговать, но и продвигать взаимные инвестиции, стимулировать промышленную и технологическую кооперацию.
Отсюда можно сделать вывод, что, несмотря на уверения обеих сторон в том, что российско-китайские отношения достигли самого высокого уровня развития за всю историю, Москва не удовлетворена тем, что по размерам инвестиций из Китая Россия далеко уступает ряду азиатских, африканских и европейских стран. К тому же КНР вкладывает деньги в основном в добычу сырья.
Форум в Пекине прошел на фоне усилившейся на Западе критики в адрес КНР. Вслед за такими деятелями, как вице-президент США Майкл Пенс, многие СМИ писали, что китайская инициатива направлена на то, чтобы установить господство КНР над миром. Помощник президента РФ Юрий Ушаков сказал, что к таким мыслям Москва относится философски. «Нужно стремиться к Большой Евразии, которая включает и Евросоюз, и наш Евразийский союз, и различные китайские инициативы», – отметил он.
Упоминание Евросоюза не случайно. Как сказал в беседе с «НГ» доцент НИУ ВШЭ Михаил Карпов, основной потребитель российского сырья – это не Китай, а Запад. «Но Китай – наш сосед, и Россия не может позволить себе роскошь игнорировать общение с Китаем в разных форматах. Тем более что для китайцев эти проекты даже в пропагандистском плане исключительно важны. Они включены в партийные документы, – пояснил он. – Правда, китайцам интересно в России прежде всего сырье. А того, что еще китайцам интересно, Россия им не даст. Китайские инвестиционные модели, практикуемые в третьем мире, то есть то, что китайские компании фактически пользуются экстерриториальностью, в России не проходят».
И все же, какую, спрашивается, пользу России принес форум в Пекине? Руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов отметил, что совместные проекты, такие как «Ямал СПГ», работали и раньше. «Единственной новинкой является то, что Путин предложил объединить Северный морской путь с путями в Восточную и Юго-Восточную Азию. Ранее он говорил, что надо сотрудничать блоками. «У России есть ЕАЭС, у Китая – «Пояс и путь»; есть помимо этого БРИКС и ШОС. Давайте сопрягать экономики блоков, а не вступать в китайский проект. Китайцы на это не отреагировали», – сказал эксперт.
Судя по всему, Россия на сей раз предложила строить свой кусок инфраструктурных проектов и обслуживать их, но при этом не быть частью китайского проекта. «Тут позиция России сильно отличается от позиций лидеров многих других стран, которые просто приехали, чтобы поклясться в верности Пекину и сообщить, как они хотят сотрудничать», – подытожил Маслов.
Между тем комментаторы в США концентрируют свое внимание на разногласиях, которые якобы сохраняются между Россией и Китаем. Дуг Бэндоу, бывший помощник президента США Рональда Рейгана, а ныне старший научный сотрудник Института Катона, утверждает, что Китай расширил в ущерб России свои связи с государствами Центральной Азии и копирует военную технику, поступающую из России. Однако фактором, толкающим Москву и Пекин к дальнейшему сближению, стала политика Вашингтона.
Так, Вашингтон использовал смену режимов в Грузии и Украине, чтобы изменить соотношение сил в мире в свою пользу. В то же время для Америки самую большую угрозу представляет Китай, а не Россия, у которой нет фундаментального конфликта интересов с США и Европой. Учитывая культурную и историческую общность, Россия скорее станет в один строй с Европой и США, чем с Китаем.
Поэтому, по мнению советника Рейгана, Вашингтону следует навести мосты к России и сосредоточить силы на создании антикитайского альянса в Азии.
комментарии(0)