Хасан Рухани требует от США уважения к Ирану. Фото Reuters |
О решении защитить иранскую столицу системами ПРО в тот день, когда страна официально чтит память Хомейни, объявил командир КСИР Мохаммад Реза Язди.
«Службы безопасности развернут ракеты класса «земля–воздух» и системы ПВО HAWK возле мавзолея Хомейни для противодействия всем угрозам, включая угрозу беспилотников», – сказал военачальник. Язди, впрочем, поспешил уверить, что иранские силы безопасности не обладают какими-либо доказательствами, которые бы говорили о готовящихся нападениях 4 июня. Военачальник также не подтвердил, что есть данные об активности боевых беспилотников, но добавил: «Мы планируем продемонстрировать свои возможности». Для того чтобы почтить память главного идеолога исламской революции в 30-ю годовщину его смерти, у его мавзолея, как ожидается, соберутся тысячи иранцев. Вероятно, на мероприятии выступит и нынешний верховный лидер Исламской Республики Али Хаменеи.
В режиме боевой готовности сейчас, очевидно, находится и ливанская «Хезболла» – один из основных военных инструментов Ирана. Выступая в Бейруте, лидер организации Хасан Насралла заявил, что США «не решатся вступить в войну с Ираном, потому что знают, что их интересы на Ближнем Востоке окажутся под угрозой». Он предупредил: «Войска и объекты США в регионе будут атакованы и уничтожены в случае развязывания войны». По словам Насраллы, «разведка США осведомлена о реальном потенциале Ирана, и поэтому приоритетным для администрации Трампа останется экономический бойкот Тегерана». Лидер «Хезболлы» заявил, что в случае конфликта цены за баррель нефти возрастут до 200–300 долл., а это поставит под угрозу возможную победу Трампа на выборах-2020. Насралла также предупредил, что потенциальный конфликт «выйдет за пределы иранских границ и Израиль вместе с саудовским королевством заплатят за него цену».
Поводы для беспокойства дает не только увеличение американского военного присутствия в регионе Персидского залива, но и поведение союзников США на Ближнем Востоке. В конце минувшей недели саудовская Мекка стала местом сразу двух саммитов – Лиги арабских государств (ЛАГ) и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Вполне вероятно, что в числе обсуждаемых тем оказались и сценарии силового ответа иранскому руководству. По итогам чрезвычайного саммита генсек ЛАГ Ахмед Абу аль-Гейт заявил, что никто не хочет военного конфликта в регионе. «Но мы требуем, чтобы Иран прекратил вмешиваться во внутренние дела арабов и пересмотрел свое поведение на региональной арене. Если это произойдет, я не думаю, что будет какая-то необходимость во враждебных и военных действиях между США и Ираном. Посмотрим», – сказал аль-Гейт журналистам.
Впрочем, как США, так и Иран декларативно демонстрируют готовность начать переговоры. В недавнем интервью изданию Sun Трамп оправдался за действия администрации. «Я пытаюсь сделать так, чтобы у Ирана не было ядерного оружия, – сказал президент США. – Очень просто. Ядерное оружие – это самая большая проблема в мире, и мы не можем допустить его распространения. Мы просто не можем этого позволить». Американский лидер не отрицает, что готов начать переговоры с иранским руководством. Правда, первого шага глава Белого дома ждет именно от Тегерана. Иранские же власти допускают вероятность начала диалога, однако выдвигают свои требования. «Мы за логику и за переговоры, если (другая сторона. – «НГ») с уважением садится за переговорный стол и следует международным правилам, а не приказывает вести переговоры», – заявил Рухани накануне. «Мы показали, что мы не поддаемся запугиванию», – отметил иранский лидер.
Сейчас в качестве главного дипломатического посредника, вероятно, рассматривается Ирак. Премьер-министр страны Адель Абдул Махди уже заявил, что его страна готова отправить делегации в Вашингтон и Тегеран, чтобы помочь «снять напряженность» между двумя странами. В числе возможных парламентеров также называют Оман и европейские страны.
комментарии(0)