Американский контингент в составе международной миссии KFOR расквартирован на базе Camp Bondsteel. Фото с сайта www.dvidshub.net
После безрезультатной встречи в Берлине президента Сербии Александара Вучича и лидера непризнанной республики Косово Хашима Тачи в присутствии президента Франции Эмманюэля Макрона и канцлера ФРГ Ангелы Меркель к разрешению острого территориального вопроса пытаются подключиться США. В публичное пространство через американских балканистов был вброшен документ, представляющий заокеанский взгляд на проблему. В журнале Foreign Policy была опубликована статья «Сербии нужно уважение Косово, а не его земля» Эдварда Джозефа, профессора Высшей школы международных отношений имени Джона Хопкинса, предложившего «западную стратегию» урегулирования отношений.
«С балансирующей позицией Боснии и Герцеговины, с подстрекающей Россией, с нерешительной Европой тяжелый груз балканских проблем снова ложится на плечи США. Америка должна применить механизм решения македонского вопроса по отношению к косовскому», – подчеркнул Джозеф. Он предлагает Сербии и Косово договориться «по-хорошему», как это ранее сделали Греция и Македония (теперь уже Северная Македония), заключив Преспанское соглашение. Таким образом, автор как само собой разумеющееся ставит на одну доску страны – члены ООН и самопровозглашенное государственное новообразование, не признанное Евросоюзом (против выступают Испания, Словакия, Греция, Кипр и Румыния), а благодаря усилиям сербского МИДа теряющее признание мирового сообщества (минус 12 стран за 2019 год).
Далее американский аналитик, который десять лет активно работал в регионе и находился во время бомбардировок 1999 года в Косово, рассуждает в фарватере ранее озвученной Ангелой Меркель логики о невозможности размена территориями (ввиду создания прецедента очередного пересмотра границ по всей Европе). Он требует от Сербии признать независимость края в существующих границах, а от самопровозглашенной республики – «заверений в уважении сербской связи с Косово». Оно, по его мнению, могло бы проявиться, к примеру, в передаче Сербской православной церкви суверенитета над церковными землями края.
Кроме того, Джозеф считает, что «США, которые были во главе воздушной кампании НАТО против Сербии, должны завершить свои дела, касающиеся прошлого». И здесь начинается самое интересное.
«Пентагон мог бы рассчитывать на размещение своих контингентов на территории Сербии, а первыми там бы стали военные инженеры, которые вместе с сербскими коллегами могли бы восстанавливать разрушенную инфраструктуру, начав со здания Генштаба», – предлагает Джозеф. Идеальным местом для дислокации американских сил он называет военный полигон вблизи аэродрома Поникве в Западной Сербии, который также подвергался бомбардировкам НАТО. Он находится у боснийской границы, и размещение там американских контингентов «стало бы сигналом для всего региона, а особенно для Республики Сербской, так как США соблюдают территориальную целостность Боснии», считает американец.
Поникве расположен в центре Балканского полуострова. Он подошел бы для вхождения в военно-стратегический пояс НАТО ввиду уже имеющейся военной инфраструктуры, став «трофеем» альянса, как это ранее произошло с территорией, на которой расположена военная база американского контингента в составе международной миссии KFOR Camp Bondsteel. Она, кстати, находится на юге края близ границы с Северной Македонией.
Очевидно, Вашингтон был бы не против, чтобы «анонсированный» профессором план рассмотрели и на грядущей встрече Вучича и Тачи в Париже, которая пройдет при посредничестве Меркель и Макрона, а возможно, и представителей Госдепартамента США. Именно на их вовлечении в переговоры настаивал в Берлине Тачи, не удовлетворенный работой европейских посредников.
Но для страны, вспоминающей в этом году 20-летие окончания бомбардировок НАТО, предложение разместить базу альянса на ее территории будет воспринято как предательство властями собственного народа.
На фоне унизительного предложения профессора Джозефа продвигаемая с прошлого года Вучичем идея разграничения территорий выглядит хотя бы компромиссной, особенно с учетом того, что предлагаемая Евросоюзом альтернатива заключается в полном отказе от Косово. Так, стремление сербского лидера сохранить для страны хотя бы часть территории края в обмен на населенный албанцами южносербский район – Прешевскую долину, безусловно, заслуживает внимания. Тем более реальность такова, что шансов вернуть территорию края под суверенитет Сербии почти нет. Об этом говорил и сам Вучич: «Я решил не продолжать ложь и самообман, я сказал всем, что нет власти Сербии, нет нашего правительства в Косово и Метохии».
Несмотря на то что у идеи разграничения территорий достаточно противников внутри страны, возможностей и далее замораживать косовский вопрос у главы Сербии остается все меньше. В первую очередь из-за раскачивания ситуации косовскими «властями», которые регулярно устраивают провокации по всем фронтам. Среди них – обвинение Сербии в геноциде албанского населения края во время косовской войны 1998–1999 годов (слушания по этому делу были инициированы в Конгрессе США), организация операции приштинского спецназа ROSU на севере Косово якобы по борьбе с криминалитетом (в ходе ее был избит и задержан работавший в Миссии ООН в Косово российский дипломат), объявление сербских политиков персонами нон-грата в крае и др. Таким образом, любые односторонние уступки Белграда по отношению к косоварам и их американским патронам в конечном итоге могут привести к полному лишению Сербии самостоятельности и к переходу под внешнее управление. Белграду во что бы то ни стало нужно бороться за возможность инициативы и проявления свободы воли. Не исключено, что для этого в правительстве всерьез рассматриваются и силовые сценарии.
комментарии(0)