Манфред Вебер отстаивает свое право возглавить Еврокомиссию. Фото Reuters
В воскресенье главы государств и правительств стран ЕС соберутся на внеочередной саммит, чтобы определиться с кандидатурой нового главы Еврокомиссии (ЕК). Эксперты полагают, что сделать это будет непросто, указывая на то, что позиции ведущих акторов европейской политики – Берлина и Парижа – относительно механизма выбора руководителей сообщества значительно расходятся.
Это будет уже третья после выборов в Европарламент (ЕП) попытка лидеров ЕС договориться о том, кто будет занимать руководящие должности в Евросоюзе в ближайшие пять лет. Предыдущие две встречи на высшем уровне в Брюсселе завершились безрезультатно. При этом поиск кандидата на пост главы ЕК выходит на первый план. «Европейский совет провел полное обсуждение кандидатур с учетом моих консультаций и заявлений, сделанных в Европейском парламенте. Ни за одного из кандидатов нет большинства, пока преждевременно говорить об именах. Мы встретимся снова на саммите 30 июня», – констатировал 21 июня глава Европейского совета Дональд Туск на пресс-конференции по итогам последнего саммита.
Помимо имен новых председателей ЕК и Евросовета главы стран ЕС должны определиться с именами тех, кто сменит верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности Федерику Могерини, а также возглавит ЕП и Европейский центробанк. «Мы намерены найти пакетное решение, которое бы отражало все многообразие Евросоюза. Пока я продолжу консультации, в том числе с Европейским парламентом», – заявил Туск.
Под «многообразием Евросоюза» подразумевается, что распределение главных портфелей в Брюсселе должно происходить не только с учетом соблюдения географического или политического баланса, но и гендерного. К примеру, третья по численности фракция в ЕП Альянс либералов и демократов за Европу выдвинула на роль председателя ЕК еврокомиссара по конкуренции Маргрете Вестагер.
Предстоящий саммит покажет, удалось ли Туску с момента проведения предыдущего саммита найти кандидатов на ключевые посты в ЕС, которые устроили бы как большинство депутатов ЕП, так и лидеров более чем 21 государства сообщества. Впрочем, действующий глава ЕК Жан-Клод Юнкер (его полномочия истекают 31 октября) дал понять, что добиться консенсуса и в этот раз будет непросто. «Я этого не ожидаю. Но это необходимо сделать», – подчеркнул он. «Я констатирую с определенным удовольствием, радостью и удовлетворением, что меня не так легко заменить», – пошутил Юнкер в свойственной ему манере. Многие эксперты уверены, что достижение консенсуса среди лидеров ЕС по утверждению кандидата на пост номер один будет зависеть от того, удастся ли Германии и Франции договориться между собой.
Между тем глава самой крупной фракции в ЕП Европейской народной партии (ЕНП) Манфред Вебер, представляющий христианских социалистов из Баварии (пользуется поддержкой канцлера ФРГ Ангелы Меркель и в недавнем прошлом считался чуть ли не единственным кандидатом на пост главы ЕК), выступил на страницах немецкой Welt с неким манифестом. Многие расценивают это как завуалированную атаку на президента Франции Эмманюэля Макрона, резко выступающего против того, чтобы новый глава ЕК избирался по системе Spitzenkandidat. Не воспротивься Макрон, а за ним целый ряд других европейских политиков такому подходу, то кресло Юнкера автоматически досталось бы Веберу. Кроме того, французского президента категорически не устраивает кандидатура самого немца. Макрон, в частности, указывает на отсутствие у него опыта работы в ЕК. К тому же Макрон видит преемником Юнкера своего соотечественника Мишеля Барнье - главного переговорщика ЕС по брекзиту.
Хотя его перспективы занять пост оказались под вопросом, Вебер, похоже, не намерен сдаваться. Несмотря на потери (вместо 221 у ЕНП теперь 182 места в ЕП), его фракция остается главной политической силой в более чем половине стран ЕС, напоминает «народник» в своей статье. Это дает ЕНП законное право выдвигать его на должность председателя ЕК, а ему самому претендовать на нее. «EНП выбрала смелый путь. Четверть делегатов на съезде партии поддержали меня как кандидата, мы провели самую продуманную общеевропейскую кампанию, и моя кандидатура оказала реальное влияние на избирательные кампании в ряде стран, а не только в Германии, – отмечает Вебер. – Для ЕНП было совершенно ясно, кто должен возглавить новую комиссию, с какой программной повесткой. У каждого избирателя была возможность узнать, кто должен будет нести ответственность в случае победы ЕНП на выборах: это Манфред Вебер в качестве председателя комиссии».
«И где мы сегодня?» – вопрошает политик, подчеркивая, что лидеры стран ЕС, препятствующие выбору по принципу «главного кандидата», не принимают во внимание волеизъявление европейцев. «В таком случае результаты выборов не будут иметь никакого значения. Массовая явка избирателей неожиданно перестанет играть, какую бы то ни было роль. А прозрачность и демократия останутся в прошлом», – опасается он.
Вебер предостерегает от принятия судьбоносных решений за закрытыми дверями. Это разочарует избирателей, уверен он. «Последствия для европейской демократии, для ЕС в целом будут разрушительными. Некоторые радикалы неизбежно выиграют от этого. А проигравшие на европейских выборах вдруг окажутся победителями», – полагает политик.
По его мнению, ключевая проблема ЕС заключается в том, что он воспринимается как некий черный ящик, над которым европейцы не имеют контроля, однако должны подчиняться его решениям. Политик задается целью преодолеть разрыв между Брюсселем и простыми гражданами. «Для этого ничего не нужно изобретать, мы просто должны отважиться на демократию», – подчеркивает Вебер.
комментарии(0)