Фото Kiyoshi Ota/Bloomberg via Getty Images
Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын возложил цветы к памятнику воинов, погибших в корейской войне. 66 лет назад было подписано перемирие. В КНДР этот день отмечается как праздник победы. Но торжества омрачает тот факт, что из-за санкций и засухи экономика переживает резкий спад. А перспективы урегулирования конфликта с США и их союзниками остаются неясными. По данным американской разведки, в ответ на нажим Вашингтона Пхеньян модернизирует подводный флот и наращивает запасы ядерных боеголовок.
Война 1950–1953 годов, которая стоила огромных жертв корейскому народу, закончилась, если тут применима спортивная терминология, вничью. В пункте Пханмунджом было заключено соглашение о прекращении огня. Но страна осталась разделенной, мирного договора нет. Со стороны Южной Кореи боевые действия вела коалиция ООН во главе с США. На помощь Северу направил своих «добровольцев» Китай; поддерживал КНДР, формально не участвуя в войне, СССР.
Трагедия середины прошлого века отбрасывает мрачную тень на Корейский полуостров и сегодня. США держат в Южной Корее около 30 тыс. солдат и обещают пустить в ход всю свою военную мощь в случае северокорейской «агрессии». Международное положение Пхеньяна куда более шаткое. В договоре о дружбе между КНДР и РФ нет статьи, обязывающей Москву прийти на помощь соседу.
Китай же сохранил в силе подписанный в 1961 году договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с КНДР. Но выполнит ли он такое обязательство в случае атаки на КНДР – вопрос. Как утверждает Анни Бок, кореевед Свободного университета в Берлине, ряд китайских политологов пишут, что этот договор противоречит фундаментальному принципу внешней политики КНР – неприсоединению к военным блокам. И не отвечает национальным интересам КНР. Китайские чиновники постоянно критикуют политику сохранения военных альянсов, проводимую США. Эта политика характеризуется как пережиток холодной войны. Не случайно в июле, когда отмечалась очередная годовщина заключения договора, китайские СМИ лишь упоминали о ней.
Ким Чен Ын поэтому, вероятно, полагает, что единственная гарантия сохранения его режима – ядерное оружие. Разведка Пентагона подтвердила это предположение. По ее данным, с тех пор как Ким встретился в июне прошлого года в Сингапуре с президентом США Дональдом Трампом, КНДР произвела на своих заводах 12 новых ядерных боеголовок. А всего их якобы от 20 до 60.
Это заключение основано на анализе изображений со спутника. Они показывают, как грузовики с материалами и люди въезжают и выезжают в ядерный исследовательский центр в Йонбене и в другие объекты. Как напоминает агентство АР, Ким ранее говорил, что готов закрыть Йонбен. Это должно было стать частью сделки с США.
Причем Пхеньян не собирается ограничивать свою стратегию противостоянию превосходящим силам противника средствами, размещенными на земле. Как передало Центральное телеграфное агентство – рупор Пхеньяна, Ким Чен Ын посетил строящуюся подводную лодку. Журнал Diplomat, ссылаясь на военных экспертов, пишет, что эта субмарина будет оснащена механизмом для запуска баллистических ракет. Замысел северокорейского руководства состоит в том, что даже если враг уничтожит все наземные средства обороны, подлодка сумеет нанести ему непоправимый ущерб ответным ударом.
Обсуждая перспективы возобновления переговоров между КНДР и США, обозреватели на Западе утверждают, что нужно принять в расчет еще один фактор. Экономическое положение Северной Кореи тяжелое. Центральный банк Южной Кореи опубликовал сообщение, что в результате санкций и засухи ВВП КНДР сократился в 2018 году на 4,1%. Это худший результат за последний 21 год. А внешняя торговля сократилась на 48,4%.
Пхеньян на переговорах с США связывает возможную договоренность по денуклеаризации с ослаблением санкций. Вашингтон пока такую возможность отвергал. США знают, что от недоедания страдает не правящая верхушка, а простые люди. Но нужно давить и давить, чтобы поставить Пхеньян на колени.
Как такая тактика повлияет на правителя КНДР? Лондонская Telegraph затрудняется с ответом. Может, он смягчится, а может, вернется к угрозам испепелить базы Америки и ее союзников.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов сказал: «Использовали ли американцы технические данные или это предположения ангажированных экспертов? В этом важно разобраться. В США ведь оппоненты Трампа готовы написать что угодно ради того, чтобы в очередной раз показать, как он сел в лужу».
Эксперт напомнил, что обязательств по прекращению развития ядерной промышленности Ким пока не брал. «То, что было обещано, выполняется. Действует принцип: что не запрещено, то разрешено. Было высказано стремление КНДР к денуклеаризации. Но при этом открытым текстом не было сказано, что Север обещает прекратить производство ракет. То есть Север можно обвинить в нарушении духа договоренностей. Но такое обвинение Север может предъявить и США. Ведь США и Южная Корея собираются провести военные маневры», – заключил Асмолов.
комментарии(0)