В южнокорейских учениях задействованы воздушные, сухопутные и морские силы. Фото Reuters
Серия учений, которая на этой неделе завершается на территории Южной Кореи, вызывает недовольство ее соседей – Северной Кореи и Японии. Одновременно маневры свидетельствуют о переменах в отношениях Сеула и Вашингтона.
Серия совместных учений Южной Кореи и США началась 5 августа со штабных тренировок с помощью компьютерного моделирования ситуаций, связанных с отражением провокаций или террористических вылазок. С 11 по 20 августа прошла основная фаза учений. Однако 26 августа южнокорейцы решили самостоятельно продолжить маневры и провели их в течение двух дней у островов Токто (Такэсима), на которые претендует Япония.
Американо-южнокорейские учения вызвали протесты Пхеньяна, а учения около спорного архипелага – Токио. КНДР резко осудила маневры и ответила на них новыми ракетными испытаниями. Северокорейскими военными в присутствии своего лидера Ким Чен Ына 6 августа были устроены пуски новых тактических управляемых ракет. А 10 августа, перед началом южнокорейско-американских учений, Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) сообщило о неких испытаниях нового ракетного оружия.
Японское же правительство ограничилось протестами, заявив, что учения проходят в непосредственной близости от островов, которые Токио считает своей неотъемлемой территорией. Между тем президент США Дональд Трамп на встрече с японским премьер-министром Синдзо Абэ, которая прошла на полях саммита G7 в Биррице, скептически оценил совместные американо-южнокорейские маневры. С его точки зрения, учения являются «пустой тратой средств».
Однако Трамп, по его словам, не отменил маневры из-за позиции южнокорейцев, которые считают проведение таких учений необходимым. При этом он выразил надежду, что маневры не повлияют на диалог США и Северной Кореи. Таким образом, Вашингтон дистанцировался от споров вокруг Корейского полуострова.
«Трамп считает такого рода учения бесполезными, потому что на них реально ничего не отрабатывается. Кроме того, он считает, что Сеул недостаточно платит за услуги по защите страны, которые оказывают американцы», – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.
Тем не менее эту серию учений все же нельзя отнести к рутинным мероприятиям такого рода, в первую очередь из-за знакового события. Впервые совместные маневры возглавил южнокорейский генерал Чой Бьён Хёк. Американец Роберт Абрамс был его заместителем. Ранее учения возглавлялись только американскими военнослужащими. Согласно действующим договоренностям между двумя странами, в случае войны армия Южной Кореи должна поступать под командование сил США.
Положение, когда даже на учениях южнокорейцы подчиняются американцам, является явным анахронизмом, и прошедшие в августе учения, собственно, и должны были отработать взаимодействие вооруженных сил двух государств при новом командовании, отметил Асмолов.
Факт демонстративного повышения статуса южнокорейских военных сыграет на руку президенту Южной Кореи Мун Чжэ Ину. Это будет способствовать повышению его популярности. По мнению Асмолова, такой же пиаровский эффект власти Южной Кореи ожидают от учений на спорных с Японией островах.
«У Мун Чжэ Ина сейчас довольно много проблем в экономике, его популярность снижается. На этом фоне в июле началась торговая война с Японией, что, конечно, повышает рейтинг президента у себя дома. Учения в районе спорных островов, разумеется, не имеют цели реально подготовиться к отражению некоего японского десанта. Понятно, что его не будет. Маневры рассчитаны на внутреннюю аудиторию, избирателей Южной Кореи», – считает Асмолов. n
комментарии(0)