Фото сайта kremlin.ru
Поездка президента РФ Владимира Путина в Монголию была приурочена к 80-й годовщине победы над японскими захватчиками на Халхин-Голе. Эта памятная дата послужила хорошим фоном для заключения ряда соглашений, скрепляющих сотрудничество между двумя странами в области обороны, экономики, инвестиций. Проблема в том, что влияние Москвы, которая в советское время фактически относилась к Монголии как к сателлиту, после распада СССР упало. Улан-Батор, желая порвать с зависимостью от России и Китая, обратил взор на «третьего соседа» – Запад и Японию. Но надежды не оправдались. Россия снова становится для монголов незаменимым партнером.
Самым значимым документом, увенчавшим двусторонние переговоры, стал Договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве между РФ и Монголией. Договор, имеющий бессрочный характер, подписали Владимир Путин и президент Монголии Халтмаагийн Баттулга. По словам Путина, этот документ закрепляет качество и новый уровень российско-монгольского взаимодействия.
«Мы ценим добрососедские и проверенные временем отношения с Монголией. Российско-монгольское взаимодействие поступательно развивается, охватывает самые разные области. Это было подтверждено и в ходе сегодняшних переговоров, на которых мы рассмотрели многие насущные двусторонние вопросы, наметили рубежи нашего сотрудничества в будущем», – сказал российский президент на приеме, который проходил в государственном комплексе «Их Тэнгэр».
В августе в Монголии прошли совместные военные учения двух стран. Россия будет оказывать соседу военно-техническую помощь на безвозмездной основе. Еще один момент в выступлении Путина, на который обратили внимание СМИ, касается Китая.
Дело в том, что по мере сокращения присутствия России в соседней стране росло присутствие КНР. Она теперь доминирует на рынке товаров и инвестиций Монголии. Учитывая колоссальный перевес Поднебесной в населении над соседом, это не может не беспокоить монголов. Тем более что Монголия когда-то входила в состав Китайской империи.
Тем не менее Путин отметил как позитивный момент расширение взаимодействия «в формате Россия–Монголия–Китай». Как интерпретировать эти слова? Очевидно, Москву не сильно волнует китайская экономическая экспансия. Главное – чтобы Монголия не стала трамплином для проникновения США в регион, соседствующий с Сибирью и российским Дальним Востоком.
Такой вариант выглядит фантастическим только на первый взгляд. На деле связи между Улан-Батором и Вашингтоном растут. В конце июля президент Баттулга побывал в Америке и встретился с президентом США Дональдом Трампом. После этого Госдепартамент опубликовал декларацию о том, что Монголия и США стали стратегическими партнерами.
Курс на сближение между США и Монголией американский истеблишмент одобрил. «Монголия – стратегический союзник США. Творцы политики должны признать уникальные возможности Монголии как опоры сильного присутствия США в регионе», – подчеркнул сотрудник фонда Heritage Foundation Энтони Ким.
Вслед за поездкой монгольского президента в Вашингтон в Улан-Батор прилетел министр обороны США Марк Эспер. Таким образом, американцы заявили о желании развивать контакты со страной Чингис Хана и по военной линии.
В беседе с «НГ» заведующий отделом Кореи и Монголии в Институте востоковедения РАН Александр Воронцов отметил: «Монгольское руководство стремилось вырваться из замкнутого пространства между Россией и Китаем. Ставка была на «третьего соседа» – на Запад. Но ожидания оказались завышенными. Теперь проходит корректировка политики с учетом реалий. Тем более что традиции боевого братства с Россией не забыты. И в России, и в Монголии помнят о том, что победа на Халхин-Голе помогла предотвратить нападение Японии на СССР во время Великой Отечественной войны».
комментарии(0)