Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян принимал канцлера ФРГ Ангелу Меркель со всеми подобающими почестями. Фото Reuters
Завершившаяся в воскресенье 12-я поездка канцлера ФРГ Ангелы Меркель в КНР была связана с решением сложных проблем в отношениях двух государств. Трудности возникли после выработки Германией позиции в вопросе о событиях в Гонконге и планах Пекина ввести тотальный контроль в стране, включая иностранный бизнес. Визит состоялся на фоне разгорающейся торговой войны между Китаем и США, в которой у Германии свои интересы.
Китай превратился в ведущего торгового партнера Германии. В 2018 году товарооборот между двумя странами составил 199,3 млрд евро. С Россией он примерно в два раза меньше. После США и Франции Китай является важнейшим рынком для немецких товаров. Более того, именно из Китая немецкие фирмы поставляют свою продукцию во все страны Восточной Азии. Только в Гонконге действуют 700 немецких фирм.
Казалось бы, конфликт вокруг IT-компании Huawei мог в этих условиях найти свое место в переговорах с китайской стороной. Но этого не случилось, поскольку обе стороны не усматривают особых проблем в деятельности компании в Германии. Сама Huawei утверждает, что уже создала в Германии 28 тыс. рабочих мест для изготовления своей продукции. А на открывшейся в эти дни в Берлине выставке электроники IFA компания продемонстрировала новый смартфон. Судя по всему, Европа, и прежде всего Германия, становятся трамплином для дальнейшей экспансии Huawei на мировом рынке.
Экономическое значение Китая обусловило и тот факт, что Меркель в поездке сопровождала внушительная делегация представителей деловых кругов во главе с руководителем концерна Siemens Джо Кайзером и главой правления Volkswagen Гербертом Диессом.
Вместе с тем предполагалось, что главное внимание с немецкой стороны будет уделено политическим аспектам визита. От Меркель ожидали, отмечает журнал Spiegel, недвусмысленного заявления по проблеме Гонконга. А лидеры протеста даже приглашали ее посетить Гонконг, чтобы выразить солидарность с протестующими. Да и отказ в китайской визе депутату Бундестага, эксперту партии зеленых по правам человека Маргарете Баузе должен был бы вызвать какую-то реакцию со стороны канцлера. Spiegel пишет, что Меркель удалось избежать громких заявлений по правам человека.
Гораздо большую озабоченность, чем соблюдение прав человека в Гонконге, как считает немецкое аналитическое издание Morning Briefing, у бизнеса вызывает планируемое китайцами распространение на иностранные фирмы уже применяемой в отношении населения страны системы социального кредита (также встречается название «система социального рейтинга»). Это система оценки отдельных граждан или организаций по различным параметрам, полученным с помощью инструментов массового наблюдения и использующим технологию анализа больших данных.
Она начала реализовываться правительством Китая в начале 2010-х. Основная цель внедрения системы, согласно заявлению властей, – «построение гармоничного социалистического общества». Основой системы является National Credit Information Sharing Platform, которая собирает и хранит всевозможные данные о каждом гражданине КНР. А он оценивается по четырем категориям. К ним относится честность в государственных делах, коммерческая целостность, общественная целостность, судебная достоверность. Каждый китаец получает свой социальный рейтинг. Для лиц с низким рейтингом предусмотрены ограничения. Среди пока обнародованных – запрет на работу в госучреждениях; отказ в соцобеспечении; запрет на занятие руководящих должностей в пищевой и фармацевтической промышленности; отказ в авиабилетах и спальном месте в ночных поездах; отказ в местах в люксовых гостиницах и ресторанах; запрет на обучение детей в дорогих частных школах.
Немецкий бизнес опасается, указывает Morning Briefing, что распространение этой системы на иностранные фирмы позволит Пекину контролировать весь поток информации, поступающей по их каналам, и злоупотреблять им, в том числе в целях конкурентной борьбы. С другой стороны, фирмы, заподозренные в низкой лояльности на основании критериев этой системы, могут вообще быть изгнаны с китайского рынка.
Как отмечает в связи с этим швейцарская газета Neue Zuericher Zeitung, фирмы, имеющие низкий рейтинг, будут подвергаться штрафам, исключаться из участия в государственных конкурсах на приобретение того или иного вида продукции и т.д. По данным Европейской торговой палаты, в Китае крупным концернам придется постоянно заботиться о своих рейтингах, среди которых важнейшими, например, будут своевременная уплата налогов и охрана окружающей среды. Но, главное, вся деятельность компании должна стать прозрачной для китайских контролирующих органов.
Как отмечает немецкое информационное агентство n-tv, применение этой системы в Гонконге уже привело к тому, что власти КНР потребовали от ряда фирм увольнения сотрудников, которые участвовали в демонстрациях, угрожая в противном случае ограничением деятельности. Немецким фирмам, вложившим миллиарды (по данным федерального Министерства экономики и энергетики, немецкие фирмы инвестировали в Китай по состоянию на 2017 год 81 млрд евро), угрожает тотальный контроль со стороны китайской бюрократии под предлогом распространения на них системы социального кредита.
Вряд ли Меркель может в складывающейся ситуации торговой войны с США реально возражать против китайских мер контроля в духе Оруэлла. Дело в том, что Германия и Меркель как канцлер являются движущими силами планируемой на 2020 год встречи в верхах ЕС–КНР, на которой ожидается подписание всеобъемлющего экономического договора. Сама Меркель, как и руководители Китая, склонна называть отношения между двумя странами всеобъемлющим стратегическим партнерством, указывает Spiegel. И вряд ли Германия пойдет на снижение уровня такого сотрудничества.
комментарии(0)