Конференция, приуроченная к 150-летию со дня рождения Ганди, прошла в родовом имении Толстого. Фото со страницы МИД РФ в «ВКонтакте»
В Ясной Поляне прошла научная конференция об отношениях автора «Войны и мира» с Махатмой Ганди. Они никогда не виделись друг с другом. Толстому было 80, Ганди – 40, когда завязалась переписка. Но она оказала огромное влияние на человека, который сумел вдохновить массы индийцев на борьбу с колонизаторами методами ненасилия. Торжества, посвященные 150-летию апостола бескорыстия и равноправия, проходят по всей планете. А у нас в стране их значение подчеркивается духовными узами между гением русской литературы и индийским пророком, изменившим в какой-то мере ход мировой истории.
Конференцию совместно организовали посольство Индии в РФ и усадьба Толстого. Одновременно в Ясной Поляне открылась выставка фотографий и документов, посвященная переписке Толстого с Ганди.
Выступая перед участниками встречи, министр информации и вещания Индии Пракаш Джавдекар сказал, что обмен мнениями между двумя выдающимися людьми ограничивается всего несколькими письмами. Но на то, как люди в разных странах мыслят, содержание переписки до сих пор влияет. Русский классик и пока еще мало кому известный юрист – индиец, живший в Южной Африке, призывали любить природу, любить человека. И эти идеи потом вылились в проповедь ненасилия.
Другой общий элемент взглядов Толстого и Ганди – это призыв «Говори правду, потребляй только то, в чем нуждаешься». Он по сей день находит отклик в сердцах.
В беседе с «НГ» куратор выставки, ученик Ганди доктор Бирад Ялджник сказал: «Эти письма и выставка должны послужить стимулом, катализатором любознательности среди индийской и российской молодежи. Они могут познакомиться с тем, как связь через континенты между графом и адвокатом, который был вдвое моложе его, дала столь могучие плоды. Юношам из обеих стран следовало бы осмотреть выставку и узнать, как эти два человека менее чем за год достигли того, чего другим за всю жизнь не удается достигнуть. Мне бы хотелось, чтобы русская молодежь приезжала в Индию и прошла по дорогам, по которым прошел Ганди. Тогда она его лучше бы поняла. Мне также хотелось бы, чтобы молодые индийцы приезжали в Ясную Поляну, чтобы лучше понять Толстого. Между Россией и Индией за последние 50–70 лет сложились отличные отношения. Но хотелось бы, чтобы молодежь теснее общалась. Выставка может этому способствовать».
Татьяна Загородникова, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, рассказала «НГ», что «переписка продолжалась около года: с 1 октября 1909-го по 26 ноября 1910-го. Всего семь писем, четыре из них написаны Ганди, три – Толстым. На самом деле этот период был еще меньше, потому что письмо Ганди от 10 ноября 1909 года Лев Николаевич оставил на письменном столе, собирался ответить на него, но заболел».
По словам эксперта, Толстой и Ганди, получив письмо, тут же, не откладывая в долгий ящик, принимались писать ответ. Эти письма пересекали буквально половину земного шара: из Лондона, куда Ганди приехал бороться за права индийцев в Южной Африке, в Ясную Поляну и из Ясной Поляны в Йоханнесбург.
«Индус еще не был в то время Махатмой, отцом нации, возглавившим борьбу за независимость Индии. Он только начинал вырабатывать подходы к борьбе во благо своих соотечественников-эмигрантов, еще не во благо всей Индии, поскольку он жил в Трансваале. Там он познакомился с некоторыми произведениями Толстого в переводах на английский язык. Это были главным образом публицистика и рассказы для простого народа. Взгляды русского мудреца помогли придать устойчивую, созвучную философии индуизма форму идее ненасильственного сопротивления. Она получила название сатьяграха («сатья» – истина, «аграха» – твердость, упорство: то есть «упорство в истине»)», – подчеркнула Загородникова.
У Ганди никогда не было своего дома, где можно было бы хранить бумаги, но при всех переездах (возвращение из Южной Африки в Индию и многочисленные поездки внутри страны) он сохранил письма русского писателя. «А у Льва Николаевича уже был опыт личного общения и переписки с индийцами. Но общение с Ганди было особенно дорого ему, потому Ганди писал не только о единстве их взглядов, но и о том, что принципы ненасильственного сопротивления уже применялись на практике в борьбе за права индийцев», – отметила эксперт.
Последнее письмо Толстого, напоминает Загородникова, было фактически его завещанием с пожеланием укрепиться в своих убеждениях и идти дальше. В последнем послании Лев Николаевич рассказал о том, что в России отказы от воинской службы по религиозным соображениям происходили все чаще и чаще, привел эпизод с экзаменом по Закону Божьему, на котором был задан вопрос: всегда ли греховно убийство? Девушка-гимназистка, волнуясь и краснея, решительно ответила, что всегда, а архиерею отвечала решительно, что «убийство запрещено всегда и что убийство запрещено и в Ветхом Завете и запрещено Христом не только убийство, но и всякое зло против брата».
Выдающиеся современники непримиримо относились к жестокости, творимой государствами. И сам постулат непротивления злу насилием, естественно, не был принят ни Петербургом, ни британскими колониальными властями.
В сталинском Советском Союзе Ганди характеризовали как соглашателя, отвлекающего массы от революционной борьбы. Когда Ганди убили, Уинстон Черчилль и Гарри Трумэн выразили Индии соболезнование. Сталин соболезнования не направил.
В Новой России Ганди окружен почитанием. Выставки и конференции, посвященные отношениям Ганди с Толстым, должны пройти в Госдуме, а также в регионах России. Но, спрашивается, вспомнят ли официальные ораторы о том, что два великих мудреца боролись против полицейского произвола и расправ с невинными людьми. Или власти предержащие полагают, что эта часть духовного наследия Ганди и Толстого к нынешним реалиям не подходит.
комментарии(0)