Независимая (Центральная) избирательная комиссия (НИК) Афганистана перенесла, как минимум, на неделю срок объявления результатов выборов президента страны. Официальная причина переноса – стремление руководства НИК обеспечить прозрачность подсчета голосов. По мнению экспертов "НГ", кампания по выборам афганского президента вступает в драматичную стадию закулисных политических торгов.
"Я приношу извинения афганскому народу за то, что не удалось объявить предварительные результаты выборов вовремя", - написала в своем аккаунте в Twitter председатель НИК Хава Алам Нуристани. По ее словам, "одной из причин задержки объявления предварительных результатов является дальнейшее обеспечение прозрачности процесса (подсчёта голосов)".
Президент Афганистана и наиболее вероятный победитель выборов 28 сентября Мохаммад Ашраф Гани поддержал решение главы Центризбиркома. В своем личном аккаунте в Twitter 19 октября (это, кстати, был первый твитт афганского лидера со дня голосования 28 сентября) доктор Гани написал, что "афганский народ жаждет услышать о результатах президентских выборов, но мы уважаем решение Независимой избирательной комиссии отложить объявление результатов, чтобы обеспечить справедливость, прозрачность и подотчетность окончательного голосования".
Источники "НГ" в Кабуле, знакомые с результатами экзитпулов 28 сентября и ходом подсчёта голосов, утверждают, что победителем президентских выборов в Афганистане уже в первом туре стал действующий глава государства Ашраф Гани. За него отдали свои голоса, по разным данным, от 58 до 62 процентов афганцев, принявших участие в голосовании. Если Центризбирком Афганистана через некоторое время подтвердит этот результат, то впервые в новейшей политической истории страны глава государства будет избран уже в первом туре выборов.
Второе место у главного соперника Ашрафа Гани - главы исполнительной власти в Афганистане доктора Абдуллы Абдуллы, представлявшего на выборах 28 сентября интересы непуштунских элит и этнических групп: по имеющейся информации, за доктора Абдуллу проголосовали 32-35 процентов избирателей. "Результат Абдуллы почти в два раза ниже показателя Гани, - прокомментировал ситуацию кабульский источник "НГ". - Доктор Абдулла знает, что проиграл выборы, поэтому уже 29 сентября занял публичную агрессивную позицию, обвинив команду Гани в фальсификациях. При этом доктор Абдулла поспешил объявить себя победителем, не дожидаясь обнародования официальных итогов голосования".
Бронзовым призером выборов 28 сентября, по имеющейся информации, стал лидер "Хезб-и-Ислами" ( "Исламской партии Афганистана", ИПА) инженер Гульбеддин Хекматияр. За него отдали свои голоса около 4 процентов пришедших на избирательные участки афганцев.
Все остальные кандидаты в президенты Афганистана получили в общей сумме около 5-6 процентов голосов.
Однако, не в афганских политических традициях признавать победу соперника. Поэтому и доктор Абдулла, и инженер Хекматияр уже несколько дней активно ведут информационные кампании с целью дискредитации итогов голосования 28 сентября. Команда доктора Абдуллы требует не засчитывать голоса, поданные в обход биометрических систем идентификации личных данных избирателей. Гульбеддин Хекматияр и вовсе настаивает на признании выборов 28 сентября незаконными, требует отмены их итогов, образования временного правительства страны, которое и должно будет организовать проведение новых "правильных выборов".
"Цель команды Абдуллы - недопустить победы Ашрафа Гани в первом туре, - отмечают кабульские политические наблюдатели. - Именно по этой причине они добиваются от НИК отказа учитывать бюллетени, которые не получили биометрического подтверждения идентификации избирателя. В этом случае у Абдуллы появляется надежда, что оставшихся голосов Ашрафу Гани не хватит, чтобы считаться победителем уже в первом туре. Тогда понадобится второй тур, в котором Абдулла надеется если не выиграть, то создать максимально комфортную ситуацию для своих торгов с доктором Гани".
Собственно, фаза политического торга - как результат формального завершения процедуры голосования - изначально предполагалась в нынешних афганских выборах. Такова особенность афганского политического процесса, что легитимность главы государства не решается исключительно на избирательных участках: необходимо также достижение компромисса между основными группами влияния в стране. А такой компромисс возможен лишь в результате напряжённой конкурентной борьбы на афганском политическом рынке.
"Агрессивная позиция доктора Абдуллы продиктована его стремлением вести переговоры с Ашрафом Гани с позиции силы. Потому, что только так можно получить максимальную выгоду от будущего компромисса", - сказал "НГ" один из кабульских экспертов. По его мнению, доктор Абдулла вполне может даже усилить свои политические позиции на втором президентском сроке Гани, хотя и маловероятно, что при этом будет сохранен формат "правительства национального единства " (ПНЕ), в рамках которого сосуществовали в 2015-2019 годах Абдулла и Гани.
По словам одного из информированных кабульских наблюдателей, реанимация формата ПНЕ сегодня "почти невозможна": "Против этого выступают и президент Гани, и доктор Абдулла. Однако какой-то компромиссный формат все же будет, видимо, создан и это, очевидно, сейчас одна из главных афганских политических интриг".
Ряд афганских аналитиков ожидают скорого вмешательства в процесс "согласования интересов" команд Гани и Абдуллы американских представителей: "Это тоже уже становится новой политической традицией - достижение внутриафганского компромисса под покровительством Вашингтона. Так было в 2015 году, так, скорее всего, будет и теперь".
Следует отметить, что пока американские представители - посол США в Кабуле Джон Басс и заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс - озвучивают позиции, вселяющие оптимизм в команду доктора Абдуллы. В частности, американские чиновники настаивают на учёте Центризбиркомом Афганистана только биометрически подтвержденных голосов избирателей. Однако, это вовсе не означает, что Вашингтон сделал ставку на доктора Абдуллу. "Абдулла является этническим таджиком, который был ребенком усыновлен пуштунским чиновником. До сих пор же Афганистаном никогда не управлял таджик, ведь это неминуемо встретит сопротивление пуштунского большинства страны. Во всяком случае, у того же "Талибана" (организация запрещена в РФ) появится ещё один повод отказаться от любых переговоров с официальным Кабулом, если во главе него окажется президент-непуштун", - заметил один из кабульских политических экспертов.
В команде Ашрафа Гани уверены, что НИК должен учитывать бюллетени всех избирателей, пришедших голосовать 28 сентября. По мнению сторонников действующего президента, избиратели не виноваты в том, что где-то не сработали машины биометрической идентификации личности, или что некоторые сотрудники избирательных комиссий не смогли этими машинами воспользоваться по тем или иным причинам. "На выборах депутатов Волуси джирги (национального парламента) в 2018 году также не везде использовалось биометрическое оборудование. Однако это не привело к оспариванию результатов парламентских выборов и постановке под сомнение легитимности национального собрания", - напомнил "НГ" один из кабульских политических экспертов.
Несмотря на позицию американских дипломатов, команда Ашрафа Гани сегодня настаивает на полном учёте всех избирательных бюллетеней. При этом сторонники действующего президента публично говорят о недопустимости вмешательства иностранцев (то есть американцев) в афганские выборы.
"Вероятно, для вмешательства представителей США в афганский выборный процесс ещё не пришло время, - прокомментировал ситуацию один из кабульских аналитиков. - Заявления Басса и Уэллс пока больше напоминают прощупывание реакции основных игроков, определение их "болевого порога", наконец, демонстрацию готовности Вашингтона играть роль честного брокера в предстоящем поиске компромисса".
Впрочем, пока команды Гани и Абдуллы, скорее, меряются силами на фронтах информационной войны, чем ищут содержательный компромисс друг с другом. И в этой войне команда доктора Абдуллы отнюдь не выглядит победительницей. Напротив, бывший глава исполнительной власти Афганистана оказался втянут в крайне неприятный для него скандал.
Как сообщили несколько дней назад афганские СМИ, в северной провинции Баглан в районе перевала Саланг неизвестными террористами были взорваны несколько опор линий электропередачи (ЛЭП). В результате без электричества остались тысячи жителей афганской столицы. Афганские силовики провели успешную операцию и смогли арестовать злоумышленников. Вопреки массовым прогнозам, подрывы ЛЭП были организоваеы не боевиками "Талибана", а несколькими участниками организованных криминальных банд. Среди них оказался и некий Дель Ага, известный как Мамати Саланг, как позже выяснилось, активист местного предвыборного штаба кандидата в президенты доктора Абдуллы. "Прежде чем взорвать электростанцию в Саланге, я позвонил в "Брешну" (энергетическая компания Афганистана - "НГ") и сказал, если вы дадите мне сто тысяч долларов, то подрыва опоры не будет, а если нет, то я собирался взорвать одну ЛЭП", - заявил следователям Мамати Саланг. В результате этот мафиози и по совместительству активист предвыборного штаба доктора Абдуллы вместе с тремя подельниками уничтожил две высоковольтные металлические опоры.
Скандал с подрывом ЛЭП на Саланге ударил по имиджу главного соперника Ашрафа Гани на президентских выборах. По словам кабульских наблюдателей, "сегодняшние публичные нападки команды Абдуллы на итоги выборов 28 сентября, в значительной степени, связаны со стремлением перебить скандал с подрывами ЛЭП в Саланге и, тем самым, вывести доктора Абдуллу из под удара - информационного, политического, репутационного".
Впрочем, пока это получается не слишком удачно. Сторонники Ашрафа Гани сегодня не без успеха для себя используют ситуацию, в которой Абдулла Абдулла и его активисты выглядят не самым лучшим образом. "Разрушение базы электроэнергии в относительно безопасном районе на Южном Саланге указывает на то, что экономическая и политическая мафия и просто мафия сегодня более опасны, чем террористическая сеть талибов", - заявил один из афганских политических комментаторов, прозрачно намекая на связь доктора Абдуллы с криминальными группировками на севере Афганистана.
Конкурирующие группы интересов в афганской политической элите сегодня вступают в острую фазу поствыборного соперничества. Эта фаза, хотя и сопровождается ужесточением публичной риторики, взаимными упреками и угрозами, на самом деле, является прелюдией к неизбежному согласованию интересов и поиску стратегического компромисса. Однако, возможно, этот компромисс будет достигнут не так быстро, как надеются внешние партнёры Кабула.
комментарии(0)