Свыше миллиона беженцев из Мьянмы стали заложниками большой политики. Фото UN Photo
Бангладеш начнет в ноябре переселять спасшихся от преследований беженцев из Мьянмы на остров Бхасан Чар в Бенгальском заливе. Подавляющее большинство кандидатов на переселение – представители народа рохинджа. На родине им отказывают в гражданстве, называя бангладешскими мигрантами, но и в Бангладеш считают чужаками. Пока что на переезд согласилось несколько тысяч из 700-тысячной диаспоры рохинджа. В дальнейшем планируется довести их число до 400 тыс. Представитель ООН сомневается, что остров пригоден для проживания из-за постоянных угроз наводнения, однако власти Бангладеш это отрицают.
Редьярд Киплинг сравнивал Бирму (так до 1989 года называлась Мьянма) с рекой заблудших душ. Так много британских чиновников и просто авантюристов нашли там смерть.
Но вряд ли кто из соотечественников писателя имел представление о том, какое число бенгальских крестьян погибло в процессе переселения из Индии конца ХIХ – начала ХХ века в Бирму. Бенгальцы должны были на новом месте жительства разводить рис. В наши дни эта операция британских властей, которая должна была дать очевидный экономический эффект, обернулась гуманитарным кризисом. Его никто даже не пытается всерьез разрешить. Потомки бенгальцев в независимой Мьянме (они стали называть себя «рохинджа») оказались жителями второго сорта, которым отказывали в гражданстве и равных правах. На этом фоне горячие головы среди рохинджа стали на путь вооруженных выступлений, на что армия Мьянмы ответила жестокими преследованиями. По данным ООН, 730 тыс. рохинджа после этого бежали в соседнюю Республику Бангладеш и живут там в условиях невероятной скученности в отведенных для них поселениях.
Предложение властей Бангладеш переселить часть этих несчастных на остров Бхасан Чар в Бенгальском заливе – это попытка хоть немного облегчить положение и предотвратить конфликт между коренным населением и пришельцами. Как передало агентство Reuters, 7 тыс. человек согласились на переезд. А в дальнейшем планируется довести население острова до 400 тыс. Deutsche Welle сообщает, что за полтора года там построили город с просторными бетонными домами, полицейскими участками, медицинскими учреждениями и убежищами, где можно скрываться от непогоды. Остров посетила специальный докладчик ООН Янги Ли. Она сказала, что не уверена в пригодности Бхасан Чара для проживания из-за периодических наводнений. В то же время Шах Камал, представитель Министерства чрезвычайных ситуаций Бангладеш, заверил ее, что на случай штормов здесь построены защитные сооружения.
«В обустройство острова, предназначенного для переселения, были вложены огромные средства. Бхасан Чар – не скала, он образован наносами с Гималаев. Однако во время приливов остров действительно полностью заливает. Власти пытаются его укрепить: построили бетонную стену высотой метров шесть. На острове комфортабельные условия жизни по сравнению с тем, что происходит в лагерях в городе Кокс-Базар, где находится примерно 1,1 млн беженцев. Дело в том, что в августе позапрошлого года, когда в Мьянме происходили военные действия, перешло границу более 700 тыс. человек. Но это был не первый исход. Все началось в 90-х годах и даже раньше. К этому следует еще добавить, что рождаемость у рохинджа высокая», – сказала «НГ» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Аида Симония.
Первая большая партия переселенцев на остров, как намечается, составит 100 тыс. Премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина обмолвилась, что есть план расширить Бхасан Чар, чтобы разместить там 400 тыс. «Но это не выход, тем более что насильно переселять беженцев не будут, а переселяться сами они не хотят», – говорит эксперт. Сейчас ведутся переговоры между Мьянмой и Бангладеш. Их цель – вернуть рохинджа домой. Проблема в том, что власти Мьянмы ни за что не хотят предоставлять вернувшимся гражданство. Причем позицию правительства в этом вопросе разделяют все слои населения. А рохинджа готовы вернуться только в том случае, если им предоставят гражданство. В Мьянме официально насчитывается 135 национальностей, и у каждой из них есть определенные права. Рохинджа, как не имеющие гражданства, в этот список не входят. Эксперты предостерегают против попыток трактовать конфликт с их участием в терминах противостояния религий. Рохинджа – мусульмане, а мьянманцы в подавляющем большинстве – буддисты. Однако, как отмечают эксперты, религиозный момент никакой роли не играет. Ведь в Мьянме есть другие народности, исповедующие ислам, но их здесь чужими не считают.
«Бирманцы называют рохинджа бенгальцами. А рохинджа стали так себя называть в 50-х годах прошлого века, то есть после провозглашения независимости Мьянмы. Это самоназвание. Раньше такой национальности не было. Международное сообщество, гуманитарные организации помогают беженцам выживать, снабжают их медикаментами, продуктами. Ограничиваются подачками. Коренного решения проблемы не видно. А вся вина возлагается на правительство Мьянмы», – заключила Симония.
комментарии(0)