Делегаты форума выступили против ограничения суверенных прав арктических государств. Фото с сайта nao.er.ru
Финский Рованиеми в конце минувшей недели вновь превратился в столицу транснационализации Арктики. В вотчине Санта‑Клауса состоялся VI Саммит лидеров Арктики (СЛА). Под этим громким названием с 1991 года проходят встречи руководства, или «вождей», как их именуют в собственной среде, коренных народов Заполярья. Учредителями СЛА стали нынешние постоянные участники (ПУ) созданного в 1996 году Арктического совета (АС), «квазиправительства Арктики». Они наряду с представителями восьми арктических государств обладают в этом межправительственном форуме Арктики правом голоса.
В «шестерку» ПУ входят Циркумполярная конференция инуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов (принимающая сторона нынешнего саммита), Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Арктический совет атабасканов и Международный совет гвичинов. По итогам каждого из пяти СЛА, которые проводились в Дании, Норвегии, России и Канаде, принимались декларации. Россия дважды становилась хозяйкой СЛА – в 1999 и 2010 годах. Учитывая, что в 2021 году бразды правления перейдут на два года к России, на Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, видимо, ляжет особая ответственность за реализацию решений, принятых VI СЛА.
Важно отметить, что «вожди» коренных народов Арктики весьма принципиальны и ответственны в принятии решений, касающихся родного региона. Так, выступая в мае в Рованиеми на XI министерской встрече АС, получившей скандальную известность из‑за сорванного Соединенными Штатами Америки согласования совместной декларации, они вопреки американской позиции по проблеме изменения климата констатировали необходимость коллективных усилий по адаптации к климатическим вызовам XXI века.
В основу создания СЛА легли идея общности коренных народов Заполярья, необходимость формулирования ими собственных приоритетов и общего понимания по вопросам арктической среды. Форум вполне демократичен, на него приглашаются видные деятели коренных народов, арктические государства и наблюдатели АС. На нынешний саммит съехалось около 80 участников. Российскую делегацию возглавил президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Григорий Ледков.
В первый день саммита в отеле «Санта‑Клаус» состоялась «закрытая дискуссия высокого уровня» лидеров организаций ПУ. Параллельно с ней прошло заседание инициативной группы Международного арктического научного комитета по вовлечению коренных народов в международные научные сообщества. На панельных сессиях обсуждались итоги деятельности СЛА за минувшие 30 лет и планы на будущее.
Второй день был посвящен роли языков коренных народов в контексте изменений их среды обитания и адаптации к экологическим вызовам. Ведь именно их языки несут знания, необходимые для противостояния меняющейся Арктике. В свете «Целей ООН в области устойчивого развития» прошли дискуссии по вопросам обеспечения экономического роста и создания достойных условий жизни для коренных народов Арктики в ситуации глобального потепления. Система хозяйствования коренных народов в новых условиях, в том числе в свете размещения на территориях проживания коренных народов современных отраслей промышленности, стала темой отдельных панельных заседаний СЛА.
В контексте проблемы транснационализации Арктического региона интересен третий день саммита, где дискуссии развернулись вокруг диалога коренных народов Арктики и наблюдателей АС, их совместного вклада в работу АС. Примечательно, что в программе в качестве выступавших от наблюдателей АС были заявлены исключительно европейцы (представители Польши, Испании, Франции, Нидерландов), хотя в 2014 году их ряды пополнили представители Азии (КНР, Южная Корея, Сингапур, Индия). Наблюдателям напомнили вменяемые им требования уважать ценности, интересы, культуру и традиции коренного населения Арктики, в том числе демонстрировать готовность вносить финансовый вклад в работу ПУ. Такое напоминание отражает бытующие в регионе опасения «чужаков», якобы несущих ему интернационализацию. Объективно же здесь имеет место процесс транснационализации Арктики. Причем его кардинальное отличие от интернационализации заключается в том, что он ни в коей мере не ведет к ограничению суверенных прав арктических государств или ущемлению интересов проживающих в них аборигенов.
Практика XXI века свидетельствует, что разрешение глобальных проблем в глобализирующемся мире объективно нуждается в перераспределении властных полномочий между национальными и негосударственными субъектами, а в арктической проекции – между арктическими акторами и «внерегионалами», однако при неукоснительном соблюдении суверенитета и юрисдикции первых.
Кстати, само функционирование СЛА – еще одно свидетельство расширения полномочий гражданского общества циркумполярного мира и превращения Арктики в транснациональное политическое пространство, в Транс‑Арктику. И здесь важно отметить объективность и значимость этих тенденций для развития региона.
комментарии(0)