Визит Ангелы Меркель в Москву станет ее первой заграничной поездкой в 2020 году. Фото Getty images
11 января канцлер Германии Ангела Меркель посетит Москву и встретится с президентом России Владимиром Путиным. Канцлера будет сопровождать министр иностранных дел Хайко Маас. За рабочим завтраком будут обсуждаться такие актуальные вопросы международной повестки, как ситуация в Сирии, Ливии, Ираке, Иране и Украине. Кроме того, планируется затронуть вопросы двусторонних отношений. Так лаконично посольство ФРГ в Москве сообщило о предстоящей встрече лидеров двух государств. Официальный представитель правительства ФРГ Стефан Зайберт также сообщил несколько дней назад, что Меркель летит в Москву для обсуждения эскалации ситуации на Ближнем Востоке. Во всяком случае, именно так сообщило немецкое государственное агентство Deutsche Welle (DW). Никаких других версий, несмотря на появившиеся в Москве спекуляции на этот счет, в немецкой прессе опубликовано пока не было.
Вряд ли должно вызывать сомнение то, что в центре встречи будет стоять ситуация, сложившаяся в мире после убийства в Ираке американским беспилотником командующего спецподразделением «Кудс» в составе Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Касема Сулеймани, заместителя главы иракской шиитской организации «Хашд аш-Шааби» Абу Махди аль-Мухандиса и еще нескольких человек. С точки зрения DW, эскалация конфликта в Иране и Ираке может привести к последствиям, неприятным Западу. В феврале в Иране должны состояться парламентские выборы. Ожидается, что победу на них будут праздновать сторонники жесткого курса, а поле для маневра у президента Хасана Рухани еще сильнее сузится. В Ираке же усилится внутриполитический кризис, сформировать новое правительство станет сложнее, а проиранские военизированные формирования станут еще влиятельнее. В таких условиях «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ), которое оказалось в подполье, но не исчезло окончательно, вновь может самоорганизоваться. DW делает поэтому вывод, что присутствие иностранных военных в регионе для борьбы с ИГ, оказавшимся одним из немногих бенефициаров нового конфликта, становится как никогда важным.
По мнению экспертов влиятельного берлинского фонда «Наука и политика» (SWP), «вполне возможно, что нынешнее ирано-американское противостояние перерастет в крупный военный конфликт, выходящий далеко за границы Ирана. Речь идет о возможных акциях союзников Ирана в Ливане, Сирии, Ираке и Афганистане не только против американцев, но и против Израиля. Это будет негативно влиять на ситуацию с безопасностью Европы». Понятно, что прежде всего следует ожидать усиления потока беженцев в Европу из Ближневосточного региона.
Следует обратить внимание на то, что инициатором встречи Путин–Меркель была Россия. По данным немецкой стороны, Россия выразила интерес обсудить также положение дел в Сирии и Ливии. Несомненно, по сообщению DW, будут обсуждаться и дальнейшие шаги по «достижению прогресса в украинском конфликте». То, что поводом для российской инициативы явились прежде всего события на Ближнем Востоке, подтвердил и официальный представитель правительства ФРГ Стефан Зайберт. Однако в связи с тем, что американо-иранский конфликт, судя по всему, входит в затяжную фазу и президент США Дональд Трамп, видимо, пока воздержится от военного противостояния, направив активность в сферу усиления антииранского санкционного режима, эта тема теряет свою остроту. Что выглядит логичным ввиду предстоящих президентских выборов в США. Более того, по сообщению немецкого информационного агентства N-tv, Трамп предложил начать новые переговоры по иранской атомной проблеме. Конечно, в этих условиях отменять визит Меркель Кремлю не с руки. Но требуется его более солидное обоснование.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отрицательно ответил на вопрос ТАСС о связи предстоящего визита Меркель в Россию с убийством Сулеймани. Утверждается, что визит планировался уже давно. Создается впечатление, что Кремлю выгодно сегодня заострить внимание на двусторонних отношениях Москвы и Берлина. Определенные основания для этого есть. Как отмечает британская газета Financial Times (FT), в 2020 году экономику еврозоны ждет замедление, которое будет продолжаться вот уже третий год подряд. Таковы результаты опроса экспертов FT, считающих, что рост экономики будет сдерживаться из-за политической нестабильности, напряженности в торговых отношениях и проблем в автопроме.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) полагает, что в 2020 году рост экономики еврозоны составит 1,1% по сравнению с 1,2% в 2019-м, 1,8% в 2018-м и 2,4% в 2017-м. Однако 34 экономиста, опрошенных FT, оказались более пессимистичными. По их прогнозам, средние темпы роста в наступившем году упадут ниже 1% – это самый низкий показатель для еврозоны за последние семь лет.
Однако прогнозы экспертов варьировались: самый пессимистичный прогноз – нулевой рост, а наиболее оптимистичный – 1,5%.
При таких прогнозах для Москвы удобно во главу угла предстоящей встречи ставить экономическую проблематику двусторонних отношений. Тем более что основания для этого есть. Как раз в преддверии визита Российско-германская внешнеторговая палата выступила с предостережениями относительно развития двусторонних деловых связей. Дело в том, что число действующих в России немецких компаний уменьшилось. Сейчас в нашей стране насчитывается 4274 немецких предприятий, что на 8% меньше в сравнении с предыдущим годом, сообщает палата, основываясь на данных Федеральной налоговой службы.
«Санкции, протекционизм и слабеющая конъюнктура в России – серьезные вызовы для немецких компаний на российском рынке, – заявил председатель правления палаты Маттиас Шепп. – Америка должна прекратить раскручивать санкционную спираль за счет немецких и европейских предприятий, примером чего являются недавние санкции Вашингтона против «Северного потока – 2».
До начала украинского кризиса в России было зарегистрировано почти 6200 немецких компаний, с тех пор их количество постоянно уменьшается. Из 4274 зарегистрированных на конец 2019 года немецких компаний 3832 являются юридическими лицами, 442 – филиалами и представительствами.
Германо-российская торговля за январь–октябрь 2019 года по сравнению с аналогичным периодом за предыдущий год снизилась на 12%. Товарооборот между странами составил 43,8 млрд долл. против 49,8 млрд в 2018 году.
Понятно, что немецкие деловые круги оказывают массированное давление на правительство Меркель в пользу отказа от экономических санкций. Но следует иметь в виду, что в политических кругах Германии, за исключением практически только двух партий – Левой партии и «Альтернативы для Германии», – эти санкции одобряются. Вряд ли стоит рассчитывать на то, что Германия в одностороннем порядке даже ввиду ухудшающегося экономического положения пойдет на отказ от антироссийских санкций, связанных с ситуацией на востоке Украины и присоединением Крыма к России. Другой вопрос, что Германия может и должна играть на мировой арене более самостоятельную роль и влиять на политику Евросоюза, тем более что во главе Комиссии ЕС встала немецкий представитель Урсула фон дер Ляйен.
Переговоры в Москве покажут, насколько Кремлю удастся повлиять на Меркель и побудить Германию к более самостоятельным шагам на мировой арене. В любом случае Россия объективно заинтересована в превращении Европы в еще один самостоятельный полюс в сегодняшнем многополярном мире.
комментарии(0)