Бойцы противоборствующих сторон хотят не мира, а победы. Фото Reuters
В Ливии с воскресенья официально вступило в силу перемирие между Правительством национального единства (ПНЕ), возглавляемого Фаизом Сараджем, и Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара. На время прекратить кровопролитие их ранее призвали президенты РФ и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган. Однако буквально через несколько часов после того, как стороны объявили о перемирии, они принялись обвинять друг друга в несоблюдении условий прекращения огня.
То, что ПНЕ и ЛНА решат приостановить боевые действия, стало ясно после встречи лидеров России и Турции, которая состоялась в Стамбуле 8 января. По ее итогам было принято совместное заявление, в котором Путин и Эрдоган рекомендовали участникам гражданской войны в Ливии «объявить устойчивое прекращение огня» с 0 часов 12 января.
Первым отреагировало ПНЕ. Сарадж уже 9 января объявил о готовности принять предложение турецкого и российского лидеров. Хафтар медлил с ответом почти сутки, а потом ответил отказом. В официальном заявлении ЛНА подчеркивалось, что армия, хоть и уважает позицию Путина как «лидера дружественного государства», все равно продолжит «борьбу с террористическими группировками». Показательно, что президент Турции, которая не скрывает своей поддержки ПНЕ, в документе не упоминался. Сторонники Хафтара не делали никаких заявлений до 12 января. Только когда указанное российским и турецким президентами время наступило, ЛНА объявила перемирие – с оговоркой, что оставляет за собой право на жесткие ответные действия, если противостоящая сторона откроет огонь.
Сообщения о том, что кровопролитие продолжается, появились уже в воскресенье утром. Пресс-служба ПНЕ заявила об обстрелах Триполи. Они якобы начались уже в первом часу ночи, буквально через несколько минут после официального объявления перемирия. Представитель ЛНА, в свою очередь, сообщил порталу Afrigate news об атаках «больше чем по одному направлению» со стороны сил Сараджа.
Эксперт по Ближнему Востоку, главный научный сотрудник Института Европы Александр Шумилин в беседе с «НГ» предположил, что, даже если реальное перемирие будет установлено, оно окажется недолговечным. Это связано с позицией Хафтара. «У него жесткая позиция – атаковать Триполи. Если Сарадж готов на компромисс, то Хафтар сделал ставку на победу», – полагает Шумилин. Сейчас ЛНА имеет основания считать себя более сильной стороной. Бои на западе страны, в Триполитании, силы Хафтара ведут уже не один месяц, но только за последнее время им удалось достичь видимых успехов. Важной победой ЛНА, имеющей большое символическое значение, стало взятие 6 января города Сирт. Именно он стал ареной решающих сражений в 2011 году, когда победа вооруженной оппозиции предопределила падение режима Муаммара Каддафи. Напрашиваются параллели с современностью, тем более что костяк войск Хафтара составляют выходцы с востока Ливии, из Киренаики. С восстания в этом регионе началась гражданская война, положившая конец многолетнему правлению Каддафи.
По мнению Шумилина, нынешнее перемирие – это «не более чем жест уважения к иностранным покровителям» со стороны ПНЕ и ЛНА, которые исходят из того, что конфликт между ними будет решен вооруженным путем. Правда, у иностранных покровителей на этот счет есть свое мнение, с которым воюющим сторонам так или иначе придется считаться. Переговорам Путина и Эрдогана предшествовало решение властей Турции перебросить свои войска в Триполи, на помощь Сараджу. Судя по сообщениям СМИ, турецкие военные на место уже прибыли. Одно это, как считает Шумилин, делает взятие Триполи войсками Хафтара проблематичным. Вступать в прямую конфронтацию с Турцией ЛНА вряд ли готова. Еще меньше расположены вступать в конфликт союзники Хафтара. Эрдоган в декабре заявлял, что на стороне ЛНА воюют 2 тыс. россиян из ЧВК Вагнера и 5 тыс. суданцев. Последние вряд ли могли бы попасть на территорию Ливии без санкции соседнего Египта, чьи власти недвусмысленно поддерживают Хафтара.
На субботней пресс-конференции по итогам переговоров в Москве с канцлером Германии Ангелой Меркель Владимир Путин еще раз озвучил позицию Кремля относительно предполагаемого участия россиян в ливийской войне. «Если там и есть российские граждане, они не представляют интересов российского государства и денег от российского государства не получают. Вообще в зоне конфликта много всяких наемников, в том числе, по нашим данным, значительное количество наемников переброшено из Идлибской зоны Сирии в зону конфликта в Ливии. Это очень опасный процесс», – сказал российский лидер. Между тем турецкое агентство Anadolu сообщает со ссылкой на командующего войсками ПНЕ Насра Аммара об отводе после стамбульской встречи ЧВК Вагнера с линии фронта. Ранее турецкие СМИ сообщали, что это формирование находилось в 70 км от Триполи, в районе города Тархуны.
Как бы то ни было, все заинтересованные в мирном урегулировании в Ливии стороны развили в последнее время большую дипломатическую активность. Телефонные переговоры, посвященные ситуации в этой стране, в пятницу провели Путин и президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. С египетским лидером встретился в ходе своего воскресного визита в Каир и председатель Евросовета Шарль Мишель. Оба политика обсуждали ситуацию в Ливии. Из договоренностей, достигнутых по итогам многочисленных переговоров, широкой публике известна пока только одна, озвученная Меркель в Москве. Канцлер предлагает провести под эгидой ООН конференцию в Берлине по урегулированию ситуации в Ливии.
«Наступила передышка. Все внешние игроки прикидывают, что возможно, а что – нет. Хафтара будут пытаться убедить пойти на компромисс. Получится ли это, покажет ближайшее время», – заключил Шумилин.
комментарии(0)