Фото со страницы МИД РФ в Flickr
Демонстративный отказ командующего Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара от прекращения огня поставил в неловкое положение Россию, которая совместно с Турцией разрабатывала соответствующее соглашение. Созванная 13 января в Москве встреча по Ливии провалилась, а военачальник покинул столицу на следующий день без какого-либо объяснения. В экспертной среде, впрочем, трактуют случившееся двояко: поступок Хафтара заставит сомневаться тех, кто видит за спиной ЛНА «руку Москвы», но в то же время ударит по имиджу российской дипломатии.
Хафтар вернулся в Бенгази на следующий день после того, как принял участие в организованной при посредничестве России и Турции московской встрече по Ливии, которую посетил и его противник – глава Правительства национального согласия (ПНС) Фаиз Саррадж.
Командующий ЛНА, как следует из заявлений российской стороны, изначально брал время для раздумий, однако, как оказалось, просто выдержал паузу и покинул столицу, протестуя против условий соглашения о «режиме тишины». Из слов представителей ЛНА становится ясно, что военачальник настаивает на том, чтобы в договоренности были внесены и его условия. Пока что, как следует из заявлений «армейцев», документ полностью игнорирует их требования. Среди условий Хафтара – разоружение, роспуск и ликвидация вооруженных формирований, воюющих на стороне признанного международным сообществом правительства в Триполи, вывод турецких сил из Ливии, которые, по распространенному мнению, включают в себя сирийские группировки, невмешательство Турции в процесс мониторинга режима прекращения огня, а также разрыв меморандумов, которые были подписаны Анкарой и Триполи. Что касается Сарраджа и прибывшего в Москву главы Высшего государственного совета Ливии Халеда аль-Мишри, который поддерживает триполийский кабинет министров, то они согласились подписать договоренности, несмотря на то что у них было предостаточно собственных требований к ЛНА.
По версии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, Хафтар сначала принял условия соглашения, а затем сбежал. «Мы приложили много усилий в рамках инициативы, которую начали Турция и Россия, – пояснил турецкий лидер. – На переговорах в Москве правительство Триполи проявило конструктивную позицию, однако путчист Хафтар не захотел подписывать соглашение о перемирии. Сначала он ответил утвердительно, а затем сбежал из Москвы». Выступая в парламенте, Эрдоган подчеркнул, что теперь ответственность за развитие ситуации в Ливии лежит на российской стороне. «Если удары по позициям признанных властей Ливии возобновятся, то Турция готова преподать Хафтару урок. Мы сделали свою часть, теперь дело за Путиным и его командой», – сказал президент Турции.
Комментируя 14 января итоги московской встречи, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил о том, что его страна, которая, как известно, поддерживает ПНС, обеспечит режим прекращения огня любой ценой. Вероятно, подобным образом Анкара также намекает на силовое принуждение к переговорам. «Отказ Хафтара подписать соглашение о перемирии в Ливии демонстрирует, кто хочет мира, а кто – войны», – отметил шеф турецкой дипломатии. По его мнению, поведение ливийского военачальника делает бессмысленными любые попытки созвать мирную конференцию по Ливии в Берлине, несмотря на то что российская сторона, похоже, еще не готова отказаться от этой идеи – пригласить конфликтующие стороны в ФРГ.
«Все усилия, которые сейчас предпринимают европейцы, в том числе немцы, французы, итальянцы, усилия, которые предпринимают соседи Ливии – Алжир, Египет, а также ОАЭ, Турция, Катар, РФ, мы хотим сложить воедино, чтобы все действовали в одном направлении и побуждали все ливийские стороны договариваться», – заявил 14 января глава МИД РФ Сергей Лавров, находясь с визитом в Шри-Ланке. В разговоре с журналистами он отметил: «Если бы Ливия могла стать второй Сирией, то ливийский народ оказался бы в выигрыше. Поскольку вы сравнили эти две страны, то Сирия благодаря активной помощи со стороны РФ в ответ на обращение законного правительства страны избежала той участи, которая была уготована натовцами Ливии».
Несмотря на то что ранее, на пресс-конференции 13 января, Лавров заявил о прогрессе в переговорном процессе, вполне очевидно, что московская встреча по Ливии оказалась провальной. На фоне отъезда Хафтара из России поступали сообщения о возобновлении боевых действий вблизи Триполи. Поведение ливийского военачальника не поддается объяснению, если верить западной версии о том, что ЛНА обладает поддержкой России. Надежду внушали и заявления из Триполи о том, что бойцы ЧВК Вагнера покинули линию фронта накануне переговоров в Москве. В частности, представитель армии Сарраджа Насер Аммар сообщал, что наемники, которые якобы воюют на стороне ЛНА, отправились на военную базу Эль-Куфра.
«Очевидно, есть некоторые детали, которые не только возмутили официальную Анкару, но и поставили ее в затруднительное положение, – заявил «НГ» турецкий политолог, кандидат политологических наук Керим Хас. – Стоит, однако, сразу оговориться, что мы не знаем всех тонкостей и подробностей, почему Хафтар покинул Москву, так и не подписав соглашение. Если принять во внимание тот факт, что на протяжении последних дней Путин, Лавров и Шойгу проводили множество переговоров по ливийской проблематике и были задействованы рычаги дипломатического и иного влияния Москвы, а результат оказался отрицательным, то возникают вопросы. Была ли подобная ситуация спланирована заранее Кремлем? Или стал отказ Хафтара от подписания соглашения следствием влияния неких игроков извне?»
По словам эксперта, ситуация тем не менее, вполне вероятно, ослабит восприятие того, что Хафтар является «человеком Москвы». «Более того, Анкара может интерпретировать ситуацию и другим образом: ресурсы Кремля по оказанию влияния на Хафтара не безграничны, – отмечает Хас. – В этом случае, подобная интерпретация – фиаско для внешнеполитического имиджа Москвы». По словам аналитика, у российской стороны не так много альтернатив на ливийском направлении. «В своих заявлениях Россия может сохранить дистанцию с Хафтаром, но в то же время продолжить поддержку», – считает Хас.
«С другой стороны, для Турции ситуация на земле кардинально не меняется, – обращает внимание эксперт. – Однако если предположить, что на Хафтара было оказано влияние «извне», то это значит, что Анкару ждет более сложный путь для реализации своих амбиций в Ливии. Хафтар продолжит наступление, ситуация еще больше обострится, а это приведет к вынужденному увеличению присутствия турецких военных в Ливии. Это, в свою очередь, заставит Анкару включаться еще больше в непосредственную поддержку одной из сторон в ливийском конфликте, ведь в политическом смысле ставки турецкой элиты были на стороне Триполи, а будущее Сарраджа теперь под угрозой из-за наступления Хафтара».
комментарии(3)
0
Александр Жмыриков 02:56 15.01.2020
Наступление фельдмаршала Хафтара сродни наступлению сил самообороны донецко-луганских республик под Иловайском в свое время. Если бы тогда российская дипломатия не поводу у западных политиков и не повлияла на командующего Стрелкова, то иловайский котел завершился бы полным разгромом украинских националистов. Украина обрела бы способность к нормальному развитию. Но Стрелкова "отозвали" и случилось то, что случилось. Хафтару не нужно препятствовать, когда победа лежит в двух шагах.
0
Александр Жмыриков 03:01 15.01.2020
Россия на этот раз поступила грамотно. Собрав в Москве руководство противоборствующих сторон, мы показали, что не являемся сторонниками или даже спонсорами одной из них. При этом, мы спокойно дали Хафтару покинуть конференцию "по-английски", что также правильно. Восточный политик понимает полунамеки. Хафтар возмет Триполи.
0
Александр Жмыриков 03:04 15.01.2020
Никакая Турция с ее бумажной "самой сильной в Азии" армией не сможет этому противостоять. После победы Хафтара в Триполи будет новая дипломатическая конференция. Но уже на условиях Хафтара и России. Нельзя допустить второго повторения украинского сценария на ливийской земле!