Премьер-министр обещает полное раскрытие потенциала Великобритании после выхода из ЕС. Фото Reuters
После окончания переходного периода брекзита Великобритания установит самые строгие, отличающиеся от тех, что есть в ЕС, экологические нормы, предусматривающие, в частности, запрет на продажу новых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, а также гибридных машин. Об этом говорится в заявлении премьер-министра страны Бориса Джонсона. За неполный год переходного периода Великобритании предстоит заключить одно или несколько соглашений с ЕС, где будут детально прописаны все сферы взаимоотношений страны и Евросоюза, в том числе в сфере экологии. Джонсон дает понять, что ни на какие уступки Европе не пойдет.
В речи, посвященной целям предстоящего в ноябре этого года саммита ООН по изменению климата, в Глазго Джонсон заявил об амбициозной цели своего правительства: прекратить продажу автомобилей на бензине и дизельном топливе к 2035 году, а не пятью годами позже, как планировалось в рамках договоренностей стран ЕС. Это позволит Великобритании довести углеродной след до нулевой отметки уже к 2050 году. Правда, порыв главы кабмина оценили в его стране не все.
Экс-министр энергетики Клэр О’Нил, уволенная Джонсоном 31 января, разразилась критикой в адрес премьера в прямом эфире Би-би-си. Она обвинила его в непонимании проблем глобального потепления. Попутно О’Нил, отвечавшая по своей должности за организацию саммита в Глазго, заявила, что премьер обманул ее: обещал помочь в подготовке мероприятия людьми и финансами, но обещание не сдержал. По ее мнению, это лучше всего характеризует подход Джонсона к переговорам в переходный период брекзита.
Но критика нисколько не смущает главу правительства. Он в последние дни развил большую активность. Глава кабмина произносит речи, где информирует, что на переговорах с ЕС, которые начнутся предположительно 3 марта, намерен окончательно отделить Великобританию от Евросоюза. В понедельник в Гринвиче, выступая перед представителями бизнеса, Джонсон подчеркнул: заключение торгового соглашения с Брюсселем «отнюдь не означает», что страна будет обязана принимать стандарты ЕС в вопросах регулирования конкуренции, субсидирования, поддержки населения, защиты окружающей среды и рыболовства. Премьер-министр также пообещал, что сумеет договориться с Евросоюзом в сфере безопасности таким образом, чтобы это не затрагивало автономность правовой системы страны. Примером для Великобритании, по крайней мере в сфере торговли, Джонсон называет договора ЕС с Канадой и Австралией – государствами, чьи экономики, кстати, почти не связаны с европейской. Эти страны имеют почти нулевые тарифы в торговле с Евросоюзом.
Неожиданно мягко ответил на выступление Джонсона главный переговорщик ЕС по брекзиту Мишель Барнье. Если совсем недавно в Белфасте он утверждал, что Лондону придется дорого заплатить за выход из Евросоюза, то теперь чиновник заявляет о том, что с нулевыми тарифами прощание с ЕС вполне осуществимо, но для этого королевству нужно будет согласиться с «равными правилами игры» для своих подданных и граждан ЕС. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала провести быстрые переговоры с Лондоном жестко, честно и ясно, отстаивая при этом интересы ЕС и его граждан.
Попытка Джонсона поиграть мускулами перед переговорами с Евросоюзом была охарактеризована его оппонентами как победа идеологии над здравым смыслом. Лидер лейбористов Джереми Корбин заявляет, что несоблюдением договоренностей с Европой британский премьер рискует поставить под удар торговлю и инвестиции в экономику страны.
Руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина в разговоре с «НГ» подчеркнула, что ЕС больше всего опасается сценария, при котором стандарты Великобритании в ряде сфер окажутся не высокими, а наоборот, недостаточно высокими, что породит условия неравной конкуренции. В результате услуги и товары из Евросоюза будут вытеснены из отсоединившейся от Объединенной Европы страны – понятно, в чью пользу. Параллельно с переговорами о соглашениях с Евросоюзом Джонсон обещает договориться с США о зоне свободной торговли. Эксперт отмечает, что тогда Лондону волей-неволей придется идти по пути сближения британских и американских стандартов.
«В этом случае страна действительно далеко отойдет от ЕС. Нормы Соединенных Штатов принципиально другие, чем в Евросоюзе, и по ряду критериев они мягче. Например, Вашингтон в отличие от Брюсселя не запрещает продажу и производство продуктов с ГМО. Принятие этих стандартов будет автоматически означать для Великобритании ослабление экономических связей со странами Европы. А они сейчас являются главными экономическими партнерами страны», – заключает Бабынина.
комментарии(0)