«Мрамор Элгина» привлекает внимание посетителей Британского музея. Фото Reuters
Брюссель потребует, чтобы Лондон согласился отдать Греции скульптуры, вывезенные из Афин в начале XIX века. Шедевры древних зодчих, которые ныне хранятся в Британском музее, переправил в Соединенное Королевство ее посол в Оттоманской Порте лорд Элгин. Греция в течение нескольких десятилетий добивается, чтобы Британия вернула то, что ей не принадлежит, но получает категорический отказ. Лондон считает сделку с турками законной. Однако теперь Грецию может поддержать объединенная Европа. Пункт о «мраморе Элгина» записан в черновике ЕС к переговорам по брекзиту.
Напряжение накануне встречи представителей Лондона и Брюсселя, намеченной на март, возрастает. Источник в ЕС сообщил агентству Reuters, что в мандат его делегации включено положение об украденных артефактах. Такой подход поддерживают Кипр, Испания, Италия. Министр культуры Греции сказал, что его страна усилит кампанию за возвращение мрамора и сумеет заручиться большей поддержкой европейских партнеров, поскольку влияние Британии на блок из-за брекзита падает.
Сообщение из Брюсселя вызвало шум в британской прессе. Daily Mail предупреждает: на кону сокровища Акрополя. Ценой торговой сделки с ЕС может стать возвращение «мрамора Элгина».
Лорд Элгин был британским послом в Оттоманской империи с 1799 по 1803 год. Судя по словам графа, он добыл в 1801 году разрешение оттоманских властей вывезти скульптуры из Парфенона. Агенты посла забрали половину сохранившихся к тому времени фигур. Элгин, аристократ шотландских корней, говорил, что спас это наследие древних греков от разрушения, поскольку Парфенон никто не оберегал.
Однако подлинность разрешения оттоманских властей, полученного Элгином, оспаривается. Ведь оригинал документа потерян. Ряд современников, среди них и лорд Байрон, упрекали посла за то, что он не только нарушил закон, но и испортил памятники искусства.
В 1816 году скульптуры выкупило у лорда британское правительство. С тех пор они и хранятся в Британском музее. Некоторые английские политики, в частности Джереми Корбин, возглавлявший Лейбористскую партию, считали, что бесценные произведения искусства нужно вернуть. Но правительство утверждает, что они были приобретены законно и тщательно оберегаются. Многие политические комментаторы и эксперты в Англии предостерегали, что передача скульптур породит поток аналогичных требований к британским музеям из других стран. Официально позиция Лондона изложена в информационном документе, предоставленном Палате общин в 2017 году. Из него видно, что вопросы, касающиеся владения скульптурами, относятся к компетенции Британского музея. А 19 февраля представитель правительства пояснила, что тема Парфенона не будет обсуждаться на переговорах с ЕС.
Спор о наследии древней Греции – это еще один пример того, как государства Евросоюза добавляют свои обиды на стол переговоров с Британией. Испания уже заручилась в основном поддержкой блока по вопросу о принадлежности Гибралтара.
Брюссель настаивает, чтобы верховным арбитром во всех юридических делах, касающихся ЕС, в том числе и об артефактах, был Европейский суд, высшая судебная инстанция сообщества. Его решения обязательны к исполнению. Лондон этот подход отвергает. Соединенное Королевство хочет, чтобы разрешение споров шло по модели «равных суверенитетов». Оно никогда не согласится с тем, чтобы иностранный суд вмешивался в юрисдикцию Британии, отмечает газета Telegraph. В беседе с «НГ» доцент МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули отметил: «Предложение включить в сделку по брекзиту сокровища Парфенона носит экзотический характер. Брекзит уже свершился. Европейская бюрократия действует очень рационально. Учитывая, что скульптуры попали в распоряжение Британии задолго до того, как она вступила в Евросоюз, зачем поднимать этот вопрос? Я думаю, этот шум прикрывает реальную работу по установлению новых отношений между ЕС и Великобританией».
комментарии(0)