Фото Alex Wong/Getty Images
Руководитель сверхдержавы поговорил с представителем террористической группировки. Этот шаг, вероятно, ее ободрит и будет способствовать атакам на войска правительства. Такие опасения высказывают конгрессмены-республиканцы после того, как стало известно о беседе по телефону между президентом США Дональдом Трампом и Абдулом Гани Барадаром, главным переговорщиком со стороны «Талибана» (запрещен в России), на встречах с американцами. Действительно, бои в Афганистане возобновились. Но эксперт полагает, что договоренность об обмене пленными между мятежниками и Кабулом скорее всего будет достигнута.
Трамп подтвердил, что разговор состоялся. «Я говорил с лидером «Талибана». Это был хороший разговор. Мы согласились, что насилия нет, они не хотят насилия. Посмотрим, что случится», – сказал хозяин Белого дома репортерам.
Однако, как передал канал Си-эн-эн, талибы, согласно сообщению Министерства внутренних дел Афганистана, совершили 33 нападения в 16 провинциях на силы безопасности и гражданских лиц. Это произошло несколько дней спустя после того, как США и «Талибан» заключили сделку, предусматривающую, что США полностью выведут войска из Афганистана при условии, что мятежники выполнят определенные обязательства. Они включают в себя переговоры с другими афганцами (то есть с Кабулом) и запрет на использование его земли другими террористическими группами, включая «Аль-Каиду» (запрещена в России).
Ситуацию осложняют не только вылазки талибов, но и разночтения между документами, подписанными американской администрацией с талибами и отдельно с афганскими властями. Соглашение с мятежниками гласит, что США будут стимулировать освобождение 5 тыс. пленных талибов и 1 тыс. солдат афганских правительственных войск, которые попали в руки повстанцев. То есть предполагается обмен в пропорции 5 к 1. А в совместной декларации США с Кабулом говорится лишь о «достижимости» освобождения пленных обеими сторонами. Этот момент и использовал президент Афганистана Ашраф Гани, когда отказался от быстрого решения вопроса о пленных (см. «НГ» от 03.03.20).
Американские СМИ называют решение Трампа пообщаться с представителем движения, причастного к гибели более 3,5 тыс. солдат США и еще большего количества мирных жителей, беспрецедентным. Ранее ни один президент США не совершал подобного шага. Это дает мятежникам возможность для бесплатной саморекламы.
Против обыкновения даже однопартийцы Трампа в Палате представителей обрушились на него с критикой. Они утверждают, что сделка ставит под угрозу национальную безопасность США, поскольку противник не выполнит ее условия. Как передает издание Hill, Лиз Чейни, № 3 в иерархии республиканских депутатов в нижней палате Конгресса, дала самую жесткую оценку поступку президента. У соглашения с талибами нет, по ее словам, ясного механизма его верификации. Не обнародовано и обязательство мятежников отказаться от контактов с «Аль-Каидой».
А республиканец Джо Уилсон, член комитетов Палаты по делам вооруженных сил и международным делам, заявил, что разделяет тревогу Гани «по поводу освобождения 5 тыс. хорошо подготовленных террористов. Это опасно и безответственно».
Большинство населения Афганистана не желает господства талибов. Тем не менее преждевременный вывод войск может привести к падению Кабула. «Трампу следует извлечь урок из ошибки президента Барака Обамы. Уход американских войск из Ирака по его решению был популярен у избирателей. Но в результате часть страны попала под контроль кровавого «халифата». Американским войскам пришлось вернуться на поле боя», – напоминает статья.
В беседе с «НГ» Аркадий Дубнов, эксперт по Средней Азии и Афганистану, отметил: «Конечно, разговор Трампа с Барадаром – в высшей степени неординарный поступок. Лидер сверхдержавы звонит представителю террористической организации, которая внесена в черный список ООН. Но это определение стало формальностью после подписания сделки. А формальности для Трампа никогда значения не имели. С другой стороны, Трамп действует прагматично, пытаясь спасти соглашение, которое было встречено в США скептически».
Есть два соглашения – с талибами и официальным Кабулом, которые противоречат друг другу. Когда президент Гани отказался выпускать пленных, талибы снова начали операции против афганских сил, но не против сил США и НАТО, считает эксперт. Стало ясно, что талибы таким образом применяют свое испытанное оружие – давление с помощью силы. Цель – хотя бы вынудить Кабул вступить в переговоры. «Думаю, к 10 марта, когда в рамках соглашения в Катаре, должны начаться внутриафганские переговоры, определенный компромисс в треугольнике «Талибан»–Кабул–США будет достигнут. Какое-то движение в мирном процессе может начаться», – полагает Дубнов.
комментарии(0)